61RS0001-01-2024-001658-77
№2-1812/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13мая 2024 года |
г. Ростов-на-Дону |
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Удовенко С.А.,
при секретаре судебного заседания Скоробогатове Д.В.,с участием помощника прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Турченковой С.М., заместителя директора по АХЧ МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.» Малаховой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.», третье лицо МКУ "Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону", об обязанииоборудовать замками безопасности оконные блоки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.», третье лицо МКУ "Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону", об обязанииоборудовать замками безопасности оконные блоки.
В обоснование требований указал, что прокуратуройВорошиловского района г. Ростова-на-Донупроведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму в части обеспечения технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 ГОСТ23166-99, п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016, п. 6.3.1 ГОСТ23166-2021в здании указанного общеобразовательного учреждения на оконных блоках в кабинетах № 24, 26, 20/1, 49 не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Пункт 5.1.1. ГОСТ23166-99введен в действие с 01.09.2016 г., однако требования данного пункта учреждением до настоящего времени не исполнены.
Отсутствие замков безопасности на оконных блоках, обеспечивающих блокировку поворотного (распашного) открывания створки, нарушает условия безопасности детей, повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований законодательства создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей, может привести к причинению вреда их здоровью.
На основании изложенного просил обязать МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.», в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, оборудовать замками безопасности оконные блоки в кабинетах №24, 26, 20/1, 49 в соответствии с требованиями «ГОСТ23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», ГОСТ23166-2021.Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия.
Представитель истца Турченкова С.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65, по доверенности заместитель директора по АХЧ Малахова Т.А. в судебное заседание явилась, пояснила, что указанные недостатки будут исправлены при выделении финансирования.
Представитель третьего лица МКУ "Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 28, ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся: создание безопасных условий обучения, воспитания случающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, бесплатное предоставление обучающимся в пользование на время получения образования учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целямигосударственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной,административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст.28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимаетсясостояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02.12.1999 принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ23166-99).
Пунктом 5.1.1 ГОСТ23166-99предусмотрено, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТ23166-99).
В соответствии с п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.2016 № 572/пр, оконные блоки в зданиях образовательных организаций (в помещениях, доступных обучающимся) для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами (замками) безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися.
Пунктом 6.3.1 ГОСТ23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия, утвержденного Приказом Росстандарта от 19.05.2021 № 398-ст, установлено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие Требования: применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки ипоследующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста; применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомсндаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере семьи, материнства, отцовства и детства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства 0б охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму в части обеспечения технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 ГОСТ23166-99, п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016., п. 6.3.1 ГОСТ23166-2021в здании указанного общеобразовательного учреждения на оконных блоках в кабинетах №24, 26, 20/1, 49 не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Пункт 5.1.1. ГОСТ23166-99введен в действие с 01.09.2016 г., однако требования данного пункта учреждением до настоящего времени не исполнены.
Отсутствие замков безопасности на оконных блоках, обеспечивающих блокировку поворотного (распашного) открывания створки, нарушает условия безопасности детей, повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований законодательства создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей, может привести к причинению вреда их здоровью.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения ответчиком правил и норм действующего законодательства об образовании в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму в части обеспечения технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта образования, может привести к нарушению прав обучающихся на получение доступного образования, что недопустимо, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.», третье лицо МКУ "Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону", об обязанииоборудовать замками безопасности оконные блоки– удовлетворить.
Обязать МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №65 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза Московенко В.И.», расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Волкова, 6/3, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, оборудовать замками безопасности оконные блоки в кабинетах № 24, 26, 20/1, 49 в соответствии с требованиями «ГОСТ23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», ГОСТ23166-2021.Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда составлено 20 мая 2024 года.