Гр.дело №
УИД: 05RS0№-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 28 апреля 2022 г.
Избербашский городской суд <адрес> в составе
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Керимова М.А.,
ответчика Джабраилова Р.М.,
представителей третьего лица Рабаданова Р.Ж. и Алибековой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Акимова Ф.З. в порядке ст. 45 ГПК РФ к Джабраилову Рустаму Магомедовичу, ФИО1 о приостановлении незаконной деятельности до устранения нарушений федерального законодательства.
установил:
заместитель прокурора <адрес> РД Акимов Ф.З., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным иском.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автомойки «М 5», расположенной по адресу: <адрес> ЗУ2, кадастровый №.
Проверкой выявлены грубые нарушения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере предоставления услуг гражданам на объекте, оборудованном для мойки автомобилей по вышеуказанному адресу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 05:49:000049:516 принадлежит ФИО1 На указанном земельном участке функционирует автомойка «М5» с 6 постами. Предоставление услуг гражданам на объекте, оборудованном для мойки автомобилей по вышеуказанному адресу, осуществляет ИП Джабраилов Р.М.
Автомойка осуществляет деятельность без оформления в установленном порядке проектной и разрешительной документации и создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как не отвечает нормам экологической и санитарной безопасности.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> при проверке автомойки «М5» выявлены следующие нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства:
сточные воды не контролируются по составу сбрасываемых сточных вод (п. 98 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21);
не организован производственный контроль по сбросу сточных вод (п. 102 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Порядок паспортизации отходов установлен приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности».
Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В ходе проверки у автомойки отсутствовали следующие документы:
- паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности организации;
заявка по постановке на учет как объекта 4 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных
другим лицам или полученных от других лиц.
Также индивидуальный предприниматель Джабраилов Р.М. не предоставил в Министерство природных ресурсов РД копию отчета №-ТП (отходы).
Невыполнение Джабраиловым Р.М. вышеприведенных требований закона, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, нарушаются права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, так как возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды.
На основании изложенного просил суд признать противоречащей федеральному законодательству деятельность Джабраилова Рустама Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по предоставлению услуг по мойке автомобилей (автомойка «М5») на объекте, расположенном по адресу: <адрес> ЗУ2, кадастровый №; запретить Джабраилову Р.М. и ФИО1 и иным лицам по договору с ними осуществлять коммерческую деятельность по предоставлению услуг по мойке автомобилей на объекте (автомойка «М5») по адресу: <адрес> ЗУ 2, кадастровый №, до устранения в полном объеме нарушений федерального законодательства (природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), указанных в исковом заявлении.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Дагестан Керимов М.А исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нём.
Ответчик ФИО1, будучи надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания в суд не явился, направив при этом своего представителя Джабраилова Р.М., который в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, так как нарушения им устранены. Также ходатайствовал перед судом о приобщении к материалам дела программы организации и проведения производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на автомойке «М5», схематический план участка, выписку из Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>» № от 17.09.2020г., архитектурные решения, паспорт отходов I-IV классов опасности, договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.01.2022г., договор возмездного оказания услуг №-СГ от 25.04.2022г., заявление на проведение лабораторных и инструментальных исследований (испытаний) от 25.04.2022г.
Представитель третьего лица - Администрации городского округа «<адрес>» Рабаданов Р.Ж., представивший суду доверенность № от 20.01.2022г., в судебном заседании пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует номам, также имеется разрешение на строительство. Претензий со стороны администрации к ответчику не имел.
Представитель третьего лица – ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Алибекова А.Ш., представившая доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что все нарушения, касаемо с их стороны, ответчиком устранены, поэтому претензий к нему не имеют.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направило, заявление о рассмотрении дела в его отсутствии не заявляло.
Выслушав объяснения представителя процессуального истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статей 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст.11 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.24 названного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.39 указанного Закона).
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификации предприятий, сооружений и иных объектов» автомойки относятся к самостоятельным объектам, имеющим определенный класс опасности.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Мойка автомобилей до двух постов либо от двух до пяти постов в соответствии с классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них отнесена к объектам V либо IV класса опасности, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для которых установлен 50 или 100 метров соответственно (п.ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Создание нового объекта подразумевает не только наличие прав на земельный участок, но и соблюдение разрешенного вида его использования, определенной процедуры при осуществлении строительства, которая включает в себя получение разрешения на строительство, представляющее в силу положений ч.1 ст.51 ГК РФ документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3).
Как следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 05:49:000049:516 принадлежит ФИО1 На указанном земельном участке функционирует автомойка «М5» с 6 постами. Предоставление услуг гражданам на объекте, оборудованном для мойки автомобилей по вышеуказанному адресу, осуществляет ИП Джабраилов Р.М.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «<адрес>» земельный участок с кадастровым номером 05:49:000049:516 находится в производственной зоне (П-1), месторасположение земельного участка РД, <адрес>, уч.42, ЗУ 2.
Цель выделения зоны - формирование комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз II, III, IV, V классов опасности, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта.
Как усматривается из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «<адрес>» РД в ходе проведения проверки земельного участка с кадастрам номером 05:49:000049:516 установлено, что на нем построена автомойка, признаков нарушения соблюдения требований земельного законодательства не наблюдается.
В ходе судебного заседания по ходатайству ответчика Джабраилова Р.М. к материалам гражданского дела был приобщен паспорт отходов I- IV классов опасности, программа организации и проведения производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на автомойке «М5», схематический план участка, выписка из Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>» № от 17.09.2020г., архитектурные решения, договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.01.2022г., договор возмездного оказания услуг №-СГ от 25.04.2022г., заявление на проведение лабораторных и инструментальных исследований (испытаний) от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о добровольном устранении нарушений федерального законодательства со стороны ответчика.
Судом установлено, что ответчик осуществляет деятельность по предоставлению услуг автомойки «М5» с 6 постами, расположенной по адресу: <адрес> ЗУ2, кадастровый №.
Прокуратурой <адрес> Республики Дагестан была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации вышеуказанной автомойки, в результате чего были выявлены следующие нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства: сточные воды не контролируются по составу сбрасываемых сточных вод (п. 98 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21); не организован производственный контроль по сбросу сточных вод (п. 102 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21).
В ходе проверки у автомойки отсутствовали следующие документы: паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности организации; заявка по постановке на учет как объекта 4 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства были устранены в добровольном порядке, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ «░5») ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░2, ░░░░░░░░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░