Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2010 ~ М-14/2010 от 05.02.2010

29232.html

Дело № 2-34/2010 года ...

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

4 марта 2010 года

Федеральный Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Мелехиной О.В., с участием

заявителя Пикулева Б.А.,

представителей администрации Юрлинского муниципального района на основании доверенностей от Дата обезличена года М*** - заведующего юридическим отделом администрации, О*** - главного специалиста юридического отдела администрации,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению Пикулева Бориса Алексеевича о признании незаконным решения районной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и необходимости признания Пикулева Б.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в число участников подпрограммы,

у с т а н о в и л:

Пикулев Б.А. обратился в суд с названным заявлением, указав, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года, признан инвалидом второй группы.

Согласно ст.14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 1996 года № 505 Пикулев Б.А. имеет право на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.

Дата обезличена года Пикулев Б.А. представил в администрацию ... заявление о постановке его на учет.

В Дата обезличена году комиссией по результатам проверки жилищно-бытовых условий Пикулева Б.А. был составлен акт о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В Дата обезличена году заявитель в равных долях с сыном приватизировал используемое жилье, в Дата обезличена году продал свою долю сыну, оставшись проживать в доме на условиях найма.

Решением районной комиссии по реализации подпрограммы от Дата обезличена года Пикулев Б.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявитель просит, во-первых, признать решение районной комиссии от Дата обезличена года незаконным и отменить его, во-вторых, обязать поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в число участников подпрограммы.

В судебном заседании Пикулев Б.А. поддержал заявленные требования по выше приведенным мотивам, дополнительно отметил, что общая площадь жилого помещения, предоставленного ему ... в Дата обезличена году, увеличилась примерно в Дата обезличена году на 6 кв.м. в связи с пристроем ванной комнаты.

К настоящему времени в доме остаются зарегистрированными Пикулев Б.А. с супругой и два их сына, фактически проживают в доме трое, старший сын - П*** постоянно живет в ....

Заявитель полагает, что являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления в администрацию и является таковым на сегодняшний день. Закон независимо ни от чего гарантирует ему обеспечение благоустроенной жилой площадью и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Площадь занимаемого его семьей жилья не соответствует нормам, которые составляют 18 кв.м. на одного человека плюс 15 кв.м. в виде отдельной комнаты непосредственно для него.

Представитель администрации Юрлинского муниципального района М*** заявил о целесообразности отказа в удовлетворении заявления Пикулева Б.А. по мотивам, приведенным в возражениях.

Из возражений следует, что при проверке учетного дела по заявлению Пикулева Б.А. было обнаружено, что Дата обезличена года на заседании комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, кредитов, сертификатов из федерального бюджета было принято решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Пикулева Б.А. Решение принято с нарушением действующего законодательства.

Одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления гарантируется гражданину при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основания признания нуждающимися в улучшении жилищных условий приведены в ст.29 Жилищного кодекса РФ.

На момент принятия решения комиссией Пикулев Б.А. проживал в доме общей площадью 58 кв.м., переданном ему в бессрочное владение и пользование по договору найма от Дата обезличена года. Оснований для признания Пикулева Б.А. в улучшении жилищных условий не имелось.

Представитель администрации Юрлинского муниципального района О*** поддержал позицию М***, отметив дополнительно, что учетная норма жилья в девяностые годы составляла в ... от 6 до 8 кв.м., и Пикулев Б.А. был включен в список лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, ошибочно.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 ч.1 ст.14 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам из числа указанных в данном законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из указанных положений закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным законом (то есть, на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года.

Принадлежность заявителя к числу лиц, на которых распространяется действие названного Постановления Правительства РФ, подтверждена справкой МСЭ 014 № Номер обезличен, выданной Дата обезличена года, из содержания которой следует, что Пикулев Б.А. является инвалидом второй группы бессрочно вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Оценивая степень нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, суд принимает во внимание следующее.

Дата обезличена года Пикулев Б.А. обратился с заявлением о предоставлении благоустроенного жилья на имя главы администрации ....

Дата обезличена года комиссией была проведена проверка жилищных условий заявителя, в результате которой выявлено, что он является нанимателем жилого дома с тремя изолированными комнатами жилой площадью 43, 5 кв.м., в состав семьи входят супруга и двое сыновей. По результатам проверки сделан вывод о нуждаемости Пикулева Б.А. в улучшении жилищных условий, составлен акт.

Положениями ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на время подачи заявления, комиссионной проверки (а всего до 1 марта 2005 года), был установлен перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. К числу таких оснований отнесены в числе прочего: обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Оценивая степень обеспеченности Пикулева Б.А. и членов его семьи жилой площадью, суд принимает во внимание то, что согласно ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

Согласно ст.38 Жилищного кодекса РСФСР установленной нормой жилой площади на одного человека на момент включения Пикулева Б.А. в число лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, являлись 12 кв.м.

Из сведений, заявленных представителями ответчика, учетную норму на момент обращения Пикулева Б.А. в администрацию ... составляли 6 - 8 кв.м. на одного человека.

Установлено в ходе слушания дела, что на момент предоставления Пикулеву Б.А. жилья в Дата обезличена году его общая площадь составляла 58 кв.м. на четырех членов семьи, по 14, 5 кв.м. на человека, то есть, выше не только учетной нормы, но и нормы предоставления.

7 ноября 2007 года Постановлением № 473 администрации Юрлинского муниципального района норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в 12 кв.м., а учетная норма - 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Оценивая санитарное и техническое состояние жилого помещения, занимаемого заявителем, суд руководствуется следующим.

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (до 15 августа 2000 года действовало аналогичное «Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденное приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529).

В соответствии с п.12 данного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Из приведенного следует, что дом по адресу: ... ..., не обеспеченный горячим водоснабжением и водоотведением отвечает установленным санитарным и техническим требованиям (является благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта с учетом уровня благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов на территории Юрлинского муниципального района) и имеет площадь, превышающую учетную норму.

Ссылка заявителя Пикулева Б.А. на наличие права на предоставление 18 кв.м. жилой площади на каждого члена его семьи с учетом дополнительной жилой площади 15 кв.м. является ошибочной, поскольку данный норматив в соответствии с п. 16.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» применяется лишь при расчете размера социальной выплаты и в случаях, обозначенных законодателем (если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).

Заявлено участниками процесса, что Пикулев Б.А. и члены его семьи имеют жилье для постоянного проживания, дом, занимаемый Пикулевым Б.А. и членами его семьи, находится в собственности проживающего в нем сына заявителя - П**, и обязательство о его безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность не принималось.

Приведенные обстоятельства следуют и из документальных данных: ордера на имя Пикулева Б.А. на жилое помещение от Дата обезличена года, договора найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от Дата обезличена года, домовой поквартирной книги, акта проверки жилищных условий Пикулева Б.А. от Дата обезличена года, договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от Дата обезличена года, свидетельства от Дата обезличена года о государственной регистрации за Пикулевым Б.А. права общей долевой собственности в размере 1/2 доли на дом общей площадью 60, 8 кв.м., свидетельства от Дата обезличена года о государственной регистрации за П** права общей долевой собственности в размере 1/2 доли на дом по адресу: ... ..., договора от Дата обезличена года купли-продажи принадлежащей Пикулеву Б.А. доли недвижимого имущества сыну П**

Установленные судом факты позволяют сделать вывод об отсутствии у заявителя Пикулева Б.А. права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию ..., на момент принятия комиссией решения о снятии Пикулева Б.А. с соответствующего учета и на момент рассмотрения заявления.

Заявителем перед судом инициировано рассмотрение трех требований. Разрешая по существу требование о признании незаконным и отмене решения комиссии по реализации подпрограммы от Дата обезличена года, суд находит его подлежащим отклонению.

Случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий приведены в ст.56 Жилищного кодекса РФ. К числу таковых п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ отнесены неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В судебном заседании достоверно установлено, что отнесение Пикулева Б.А. к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий было осуществлено по результатам их комиссионного обследования Дата обезличена года.

Действия компетентных лиц комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, кредитов, сертификатов из федерального бюджета, принявших решение о постановке Пикулева Б.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных, не соответствовали законодательству, что предопределило снятие Пикулева Б.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.

Положительное разрешение требований заявителя о постановке его на учет и включении в число участников подпрограммы является, по мнению суда, неправомерным в связи с установленным судом отсутствием у него права на улучшение жилищных условий.

При разрешении данных требований суд руководствуется положениями ст.51 Жилищного кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма.

Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Как уже было отмечено, Пикулев Б.А. является членом семьи собственника жилого помещения, которое отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Общая площадь данного жилого помещения 60, 8 кв.м., что составляет на одного члена семьи 15, 2 кв.м., то есть, выше учетной нормы на 6, 2 кв.м. на каждого члена семьи.

Утверждение заявителя Пикулева Б.А. о невозможности применения норм Жилищных кодексов к рассматриваемым отношениям противоречит смыслу закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», из п.1 ч.1 ст.15 которого следует, что обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в соответствии с жилищным законодательством, которое, прежде всего, включает в себя Жилищный кодекс.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Пикулева Бориса Алексеевича о признании незаконным решения районной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и необходимости признания Пикулева Б.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в число участников подпрограммы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 суток.

...

Федеральный судья

Юрлинского районного суда Н.Н.Дереглазова

2-34/2010 ~ М-14/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пикулев Борис Алексеевич
Другие
администрация Юрлинского района
Судья
Дереглазова Надежда Николаевна
Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
05.02.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2010Передача материалов судье
09.02.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2010Производство по делу приостановлено
01.03.2010Производство по делу возобновлено
01.03.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2010Судебное заседание
05.03.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2010Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее