ДЕЛО №2-1406/2023
УИД: 61RS0009-01-2023-000649-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой В.В.,
при секретаре Чекалиной Т.П.
с участием: старшего помощника Азовского межрайонного прокурора Холодницкой Е.Д.
представителя ответчика - директора МБОУ СОШ № <адрес> ФИО4
представителя третьего лица Управления образования <адрес> – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора к МБОУ средняя общеобразовательная школа № <адрес> об обязании установить при входе информационную мнемосхему,
УСТАНОВИЛ:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим иском указав, что Азовской межрайонной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов, в том числе детей-инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности МБОУ СОШ № <адрес>, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, пер. <адрес>.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз и свода правил СП 59.13330.2020 при входе в МБОУ СОШ № <адрес>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании
В целях устранения нарушений законодательства в сфере социальной защите инвалидов межрайонной прокуратурой МБОУ СОШ № <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному ответу МБОУ СОШ № <адрес>, выявленные нарушения закона не представляется возможным устранить, ввиду отсутствия финансовых средств.
Поскольку неисполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного Азовский межрайонный прокурор просил суд: обязать администрацию МБОУ СОШ № <адрес>, осуществляющее деятельность по адресу: <адрес>, пер. <адрес> установить при входе в здание информационную мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Старший помощник Азовского межрайонного прокурора Холодницкая Е.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МБОУ СОШ № <адрес> ФИО6 в судебное заседание явился, полагал возможным удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица Управления образования <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, полагала возможным удовлетворить исковые требования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, а также безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В силу ст. 15 Закона N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СНиП 35-01-2001", утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 установлено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Как установлено судом, в нарушение требований ст. 15 Закона N 181-ФЗ, п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 при входе в здание МОБУ СОШ N 15 <адрес>, относящегося к объектам социальной инфраструктуры, отсутствует мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению. Данное нарушение подтверждается материалами проверки Азовской межрайонной прокуроры.
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой в адрес образовательной организации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране прав инвалидов, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению нарушений не принято.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест социальной инфраструктуры, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Неисполнение указанных требований законодательства по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Азовского межрайонного прокурора к МБОУ средняя общеобразовательная школа № <адрес> об обязании установить при входе информационную мнемосхему - удовлетворить.
Обязать администрацию МБОУ СОШ № <адрес>, осуществляющее деятельность по адресу: <адрес>, пер. <адрес> установить при входе в здание информационную мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.