Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-461/2023 ~ М-422/2023 от 19.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-461/2023

(УИД43RS0043-01-2023-000539-90)

пгт. Тужа                             04 сентября 2023 года

Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смирнова И.В., при секретаре Чижовой В.П.,

с участием помощника прокурора Тужинского района Захарова И.А., представителя ответчика КОГОБУ «СШ с. Ныр Тужинского района» Тохтеевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тужинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению «Средняя школа с. Ныр Тужинского района», с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство образования Кировской области, министерство имущественных отношений Кировской области, о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, расположенных по адресам: Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы), Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината), Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тужинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению «Средняя школа с. Ныр Тужинского района» о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, расположенных по адресам: Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы), Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината), Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада) в порядке, предусмотренным ГОСТ 31937- 2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 г. № 1984-ст.

При это указывая, что в оперативном управлении школы находится 3 здания, используемых для осуществления образовательной деятельности, расположенные по следующим адресам:

Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы, 1963 года постройки,);

Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината, 1977 года постройки);

Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада, 1986 года постройки).

Вопреки требованиям вышеуказанного законодательства комплексное обследование технического состояния зданий КОГОБУ «Средняя школа с. Ныр» в течение 10 лет не проводилась, соответствующие заключения специализированной организации отсутствуют.

Отсутствие необходимого комплексного обследования создает угрозу жизни и здоровья детей, так как отсутствуют сведения о возможной дальнейшей эксплуатации данного здания, необходимом ремонте.

Несвоевременное обследование технического состояния зданий учреждений образования с использованием современных средств технической диагностики может привести к их аварийному состоянию, что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.

Согласно пп. 1.8, 1.9 Устава КОГОБУ «Средняя школа с. Ныр» учредителем учреждения является Кировская область, функции учредителя от имени Кировской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство образования Кировской области как отраслевой орган исполнительной власти Кировский области, а также функции собственника имущества осуществляются Министерством имущественных отношений Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/326 утверждено Положение о министерстве образования Кировской области. В соответствии с данным Положением, министерство образования является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, осуществляющим государственное управление в сфере образования

Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 № 81-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Кировской области (далее - Положение).

В силу п.1.1 Положения Министерство имущественных отношений Кировской области является исполнительным органом Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области.

Имущество министерства является областной собственностью и закреплено за ним в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления. Министерство обязано эффективно использовать закрепленное за ним имущество, обеспечивать сохранность и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с износом имущества в процессе эксплуатации, и порчи в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф (п. 1.10. Положения).

Таким образом, по смыслу закона и положений Устава, выполнение Министерством имущественных отношений Кировской области задач по сохранности имущества предполагает в том числе и обеспечение проведения организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с исполнением требований безопасности, поскольку непринятие своевременных и надлежащих мер по устранению выявленных нарушений в образовательных учреждениях, принадлежащих Кировской области, может повлечь и причинение ущерба данному имуществу.

Просит обязать Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ныр Тужинского района» провести комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, расположенных по адресам: Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы), Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината), Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада) в порядке, предусмотренным ГОСТ 31937- 2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 г. № 1984-ст.

В судебном заседании истец помощник прокурора Тужинского района Кировской области Захаров И.А. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении и с учетом уточнения просил обязать ответчика провести с привлечением специализированной организации комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, расположенных по адресам: Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы), Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината), Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада), а именно выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Представитель ответчика КОГОБУ «СШ с. Ныр Тужинского района» Тохтеева Н.Г. в судебном заседании с иском согласилась и пояснила, что в настоящее время организация указанных работ проводится. Просит установить разумный срок исполнения требований прокурора.

Представители третьих лиц министерство образования Кировской области и министерство имущественных отношений Кировской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

При данных обстоятельства и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

На основании ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений является ГОСТ 31937-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 г. № 1984-ст (далее - Стандарт).

Данный стандарт распространяется в том числе, на проведение работ по: комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта

Комплексное обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Согласно п. 4.3. Стандарта, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.

Исходя из требований п. 4.4. Стандарта, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: - по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; - при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); - по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; - при изменении технологического назначения здания (сооружения); - по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга (пункт 4.5. Стандарта).

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (пункт 5.1.1. Стандарта).

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

Исходя из требований пункта 5.1.2. Стандарта, при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.

Судом установлено, что в оперативном управлении ответчика находятся три здания, используемых для осуществления образовательной деятельности, расположенные по следующим адресам:

Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы, 1963 года постройки,);

Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината, 1977 года постройки);

Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада, 1986 года постройки).

Вопреки требованиям вышеуказанного законодательства комплексное обследование технического состояния зданий КОГОБУ «Средняя школа с. Ныр» в течение 10 лет не проводилась, соответствующие заключения специализированной организации отсутствуют.

Отсутствие необходимого комплексного обследования создает угрозу жизни и здоровья детей, так как отсутствуют сведения о возможной дальнейшей эксплуатации данного здания, необходимом ремонте.

Несвоевременное обследование технического состояния зданий учреждений образования с использованием современных средств технической диагностики может привести к их аварийному состоянию, что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.

Согласно пп. 1.8, 1.9 Устава КОГОБУ «Средняя школа с. Ныр» учредителем учреждения является Кировская область, функции учредителя от имени Кировской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство образования Кировской области как отраслевой орган исполнительной власти Кировский области, а также функции собственника имущества осуществляются Министерством имущественных отношений Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/326 утверждено Положение о министерстве образования Кировской области. В соответствии с данным Положением, министерство образования является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, осуществляющим государственное управление в сфере образования

Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 № 81-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Кировской области (далее - Положение).

В силу п.1.1 Положения Министерство имущественных отношений Кировской области является исполнительным органом Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области.

Имущество министерства является областной собственностью и закреплено за ним в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления. Министерство обязано эффективно использовать закрепленное за ним имущество, обеспечивать сохранность и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с износом имущества в процессе эксплуатации, и порчи в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф (п. 1.10. Положения).

Таким образом, по смыслу закона и положений Устава, выполнение Министерством имущественных отношений Кировской области задач по сохранности имущества предполагает в том числе и обеспечение проведения организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с исполнением требований безопасности, поскольку непринятие своевременных и надлежащих мер по устранению выявленных нарушений в образовательных учреждениях, принадлежащих Кировской области, может повлечь и причинение ущерба данному имуществу.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются требования законодательства, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что в судебном заседании не оспаривается, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Тужинского района.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 разъяснено, что при установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая, что КОГОБУ «Средняя школа с. Ныр Тужинского района» является бюджетным учреждением, суд, с учетом необходимости соблюдения установленного законодательством порядка выделения и расходования бюджетных средств, и иных заслуживающих внимания обстоятельств, с целью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, приходит к выводу о разумности, исполнимости и достаточности срока исполнения решения суда - до 01 июля 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Тужинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению «Средняя школа с. Ныр Тужинского района» удовлетворить.

Обязать в срок до 01 июля 2024 года Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ныр Тужинского района» провести с привлечением специализированной организации комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, расположенных по адресам: Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание школы), Кировская область, Тужинский район, с. Ныр, ул. <данные изъяты>, д. № <...> (здание детского комбината), Кировская область, Тужинский район, д. Пиштенур, ул. <данные изъяты>, д.№ <...> (здание детского сада), а именно выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Яранский районный суд.

Судья                 Смирнов И.В.

Решение в окончательной форме принято 08 сентября 2023 года.

2-461/2023 ~ М-422/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тужинского района Грехнев М.Е.
Ответчики
КОГОБУ "Средняя школа с. Ныр Тужинского района"
Другие
Министерство образования Кировской области
Министерство имущественных отношений Кировской области
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Смирнов И. В.
Дело на сайте суда
yaransky--kir.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
10.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее