1-213/2024
25RS0006-01-2024-000869-72
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Арсеньев Приморского края 10 июня 2024 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Ю.С.,
при секретаре Щербиной И.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Арсеньева Заречанской Т.В.,
адвоката Колемаскиной Т.С.,
обвиняемой Галимовой Н.С.,
рассмотрел на предварительном слушании материалы уголовного дела по обвинению
ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, имеющей <данные изъяты> <адрес> <адрес>, <данные изъяты>, не судимой,
в порядке ст. ст. 91-92 УПК РФ не задерживалась, с избранной мерой процессуального принуждения в виде обязательства о явке,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 ч.3 ст. 291 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Органами предварительного расследования Галимова Н.С. обвиняется в том, что Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – ФЗ № 210-ФЗ) (частью 1 статьи 1 ФЗ № 210-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 ФЗ № 210-ФЗ, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее по тексту - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 ФЗ № 210-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг установлен Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373, в соответствии с пунктом 1 которых регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее по тексту - органы, предоставляющие государственные услуги), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями ФЗ № 210-ФЗ.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, в пункте 5 которых закреплено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 20 февраля 2021 года № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 марта 2021 года N 62837), утвержден Административный регламент, который определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также связанных с выдачей российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдачей международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пунктам раздела «Проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е» и «D1E», основанием для начала административной процедуры является решение должностного лица о допуске кандидата в водители к сдаче данного практического экзамена. При движении по маршруту кандидат в водители по команде экзаменатора выполняет соответствующие маневры, последовательность которых определяется экзаменатором в процессе проведения экзамена; экзаменатор контролирует ход выполнения маневров, соблюдение Правил дорожного движения, оценивает навыки кандидата в водители управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей, по результатам проведенного экзамена указывает в экзаменационном листе нарушенные пункты Правил дорожного движения, совершенные ошибки, предусмотренные контрольной таблицей, соответствующие выставленным штрафным баллам; экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка – «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ»; по завершении экзамена экзаменационный лист подписывается экзаменатором и кандидатом в водители; результатом административной процедуры является получение кандидатом в водители итоговой оценки по результатам проведенного практического экзамена.
Галимова Н.С. в точно неустановленный период времени, но не позднее 20 июня 2021 года, находясь в точно неустановленном месте на территории Приморского края, желая получить водительское удостоверение категории «В» без сдачи квалификационных экзаменов по управлению транспортным средством категории «В», в нарушение установленного Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России от 20 февраля 2021 года № 80 (далее по тексту – Административный регламент) порядка, в мессенджере «Whats’app» посредством телекоммуникационной сети Интернет обратилась к ФИО4 с просьбой оказать ей содействие в получении водительского удостоверения, фактически минуя процедуру сдачи необходимого для этого экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, за взятку в виде денежных средств, за совершение должностным лицом незаконных действий в пользу Галимовой Н.С., выражающихся в выдаче водительского удостоверения без сдачи квалификационных экзаменов по управлению транспортным средством категории «В», получив при этом от ФИО4 согласие на передачу им денежных средств должностному лицу за совершение в ее пользу вышеуказанных заведомо незаконных действий.
После этого, Галимова Н.С. в период времени с 17 часов 33 минут 20 июня 2021 года до 17 часов 50 минут 30 сентября 2021 года, находясь в точно неустановленном месте на территории города Арсеньев Приморского края, действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, выраженной в желании получить водительское удостоверение категории «В» без сдачи квалификационных экзаменов по управлению транспортным средством категории «В», осознавая общественную опасность и противоправность своих преступных действий в виде дачи взятки должностному лицу через посредника, в роли которого выступал ФИО4, за совершение в ее пользу должностным лицом заведомо незаконных действий, обеспечивающих беспрепятственную сдачу всех квалификационных экзаменов, дающих право на получение водительского удостоверения категории «В», не имея на то оснований, используя свой мобильный телефон с установленным в нем мобильным приложением «Сбербанк онлайн», осуществила переводы денежных средств на банковский счет №, открытый в ПАО Сбербанк на имя ФИО4: ДД.ММ.ГГГГ в 17:33:42 в сумме 39 000 рублей и ДД.ММ.ГГГГ в 12:59:10 в сумме 10 700 рублей со счета банковской карты №, открытой на ее имя в ПАО Сбербанк; ДД.ММ.ГГГГ в 15:34:02 в сумме 2 100 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 16:29:10 в сумме 1 600 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 10:16:19 в сумме 3 200 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 13:09:08 в сумме 3 200 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 16:52:32 в сумме 3 300 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 20:12:13 в сумме 4 500 рублей; ДД.ММ.ГГГГ в 12:08:11 в сумме 1 700 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 17:07:44 в сумме 1 400 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 16:41:26 в сумме 3 700 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 09:53:13 в сумме 4 300 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 13:03:47 в сумме 1 700 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 10:52:27 в сумме 2 100 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 13:01:34 в сумме 1 800 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в 17:49:34 в сумме 1 870 рублей со счета банковской карты №, открытой на ее имя в ПАО Сбербанк, а всего в общей сумме 86 170 рублей, то есть в значительном размере, для последующей их передачи представителю власти – неустановленному должностному лицу экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Приморскому краю в качестве взятки за совершение в свою пользу заведомо незаконных действий в виде получения водительского удостоверения категории «В» без сдачи квалификационных экзаменов по управлению транспортным средством категории «В».
Однако Галимова Н.С., не смогла довести свой преступный умысел, направленный на дачу взятки в виде денег должностному лицу через посредника за совершение в свою пользу заведомо незаконных действий до конца, по независящим от нее обстоятельствам, поскольку ФИО4 не выполнил свои посреднические обязательства и не передал денежные средства в размере 86 170 рублей неустановленному должностному лицу экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, а присвоил их себе и впоследствии распорядился ими по своему усмотрению.
Действия Галимовой Н.С. органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ.
Предварительное слушание назначено по ходатайству обвиняемой и её защитника для решения вопроса о прекращении уголовного дела.
Обвиняемая Галимова Н.С. и ее защитник адвокат Колемаскина Т.С. заявили ходатайство об освобождении Галимовой Н.С. от уголовной ответственности и прекращении производства по уголовному делу на основании примечания к ст. 291 УК РФ.
В обоснование ходатайства защитник указал, что Галимова Н.С. в отношении преступления дала явку с повинной, в ходе предварительного следствия активно способствовала раскрытию и расследованию преступления.
Государственный обвинитель Заречанская Т.В. не возражала против освобождения подсудимой Галимовой Н.С. от уголовной ответственности и прекращения в отношении неё уголовного дела.
Согласно протоколу явки с повинной от 28 февраля 2024 года Галимова Н.С. сообщила в орган предварительного следствия о передаче ею около 90 000 рублей Разумному для получения водительского удостоверения на право управления транспортного средства (л.д.12), аналогичные сведения указаны и в её заявлении от 28 февраля 2024 года (л.д.16).
Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Заслушав мнения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для освобождения подсудимой Галимовой Н.С. от уголовной ответственности по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ и прекращения в отношении неё уголовного дела и уголовного преследования, поскольку Галимова Н.С. добровольно явилась в орган предварительного следствия с явкой с повинной, о чем составлен протокол, активно способствовала раскрытию и расследованию преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ.
Данное обстоятельство было признано органами предварительного следствия и указано в обвинительном заключении как смягчающее его наказание обстоятельство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 «О судебном приговоре», при установлении в судебном заседании обстоятельств, влекущих освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса (например, к ст. 291, 222 УК РФ), дело прекращается на основании примечания к той или иной статье уголовного закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Галимова Н.С. на основании примечания к ст. 291 УК РФ подлежит освобождению от уголовной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ, что влечёт прекращение в отношении неё данного уголовного дела.
Согласно ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечёт за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Вопрос о вещественных доказательствах подлежит разрешению в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 24, ст. 239, 254, 256 УПК РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Освободить Галимову Наталью Сергеевну от уголовной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ на основании примечания к статье 291 УК РФ и прекратить уголовное дело и уголовное преследование Галимовой Н.С. по ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ.
Меру процессуального принуждения Галимовой Н.С. в виде обязательства о явке, отменить по вступлении постановления в законную силу.
По вступлении постановления в законную силу вещественные доказательства:
материальный носитель информации DVD-R диск – хранить в материалах уголовного дела.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение пятнадцати суток со дня провозглашения постановления через Арсеньевский городской суд Приморского края.
Судья Ю.С. Никитина