Дело № 21-319/2022
Судья: Сядарова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
30 июня 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимировой О.Г. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Строительная компания - Волга»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Волжско - Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 ноября 2021 года ООО «Строительная компания - Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Владимирова О.Г. просит решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что обязанность по разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда и согласования его с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, возникла у исполнителя работ - ООО «Строительная компания - Волга» с момента заключения муниципального контракта № на рекультивацию земель, т.е. с 14 апреля 2021 года, когда Правила № 542 действовали, в связи с чем подлежали применению.
В судебное заседание, состоявшееся 30 июня 2022 года, законный представитель и защитник ООО «Строительная компания - Волга», старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике Владимирова О.Г., извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, не явились.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопления вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В соответствии с Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного экологического вреда, утвержденного постановлением Правительства РФ № 445 от 13 апреля 2017 года, на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ размещены сведения, содержащиеся в государственном реестре объектов накопленного экологического вреда, в которых содержится информация, в т.ч., об объекте «Свалка твердых коммунальных отходов, расположенных в с.Аликово Аликовского района».
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2018 года № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 3 Правил, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Согласно п. 4 Постановления № 542 проведение работ, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - Заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела администрация Аликовского района (Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью «СК-Волга» (Исполнитель) 14 апреля 2020 года заключили муниципальный контракт №, предметом которого, является рекультивация земель, нарушенных при размещении свалки твердых коммунальных отходов с. <данные изъяты>, в соответствии с проектной документацией в сроки с 14 апреля 2020 года по 02 ноября 2020 года.
Для реализации муниципального контракта были выполнены следующие виды работ: оптимизация геометрии свалочного тела (склада ТКО) и устройство изолирующего «саркофага» над ним: очистка (ручной сбор) прилегающих окрестных территорий от разлетевшихся легкоподвижных фракций отходов с перемещением на проектируемый склад отходов (100 м по периметру); формирование проектируемой геометрии склада отходов путем расчистки части занятой территории от свалочного грунта и его перемещение на проектируемый склад; уплотнение вновь уложенных отходов на проектируемом складе; устройство пластовой газо-дренажной прослойки из щебня по поверхности спланированного тела отходов; укладка гидроизоляционного материала из комбинированного геосинтетика по всей поверхности проектируемого склада; укладка слоев из минерального и растительного грунта с последующим посевом многолетних трав и посадки кустарника (биологический этап рекультивации). Строительство биосорбционных фильтров для очистки свалочного газа (биогаза).
Мероприятия для регулирования поверхностного стока: строительство канавы по периметру проектируемого склада (с водонепроницаемым ложем) и отводом в места понижения рельефа.
По окончании работ составлен и подписан акт приемки законченного строительством объекта от 26 октября 2020 года.
Между тем, ООО «СК-Волга» (Исполнитель) в нарушение ст. 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлением Правительства РФ от 04 мая 2018 года № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» проект работ по ликвидации накопленного вреда не был разработан и согласован с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 8 ноября 2021 года в отношении ООО «СК-Волга» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и вынесения 12 ноября 2021 года постановления № о назначении административного наказания (л.д. 79-80,85).
При рассмотрении жалобы законного представителя Общества на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для его отмены и прекращения производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. При этом судья исходил из того, что проектная документация «Рекультивация земельных участков, нарушенных при размещении свалки твердых коммунальных отходов в с. <адрес>» получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утв. приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике № 838-п от 27 декабря 2017 года, на момент принятия проектной документации Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде № 542 приняты не были; учитывая положения ст. 1.7 КоАП РФ пришел к выводу о том, что применение п. 7 Правил № 542 ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Вместе с тем состоявшееся по делу судебное решение законным признать нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «з» пункта 3 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обществу вменено неисполнение требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что проект работ по ликвидации накопленного вреда не был разработан и согласован с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, а не местом, где проведена проверка и выявлено неисполнение требований законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Местом нахождения юридического лица – ООО «СК-Волга» является адрес: <адрес>.
В протоколе от 8 ноября 2021 года № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, составленном в отношении ООО «СК-Волга», местом совершения административного правонарушения указан адрес: <адрес>.
Данный адрес не относится к юрисдикции должностного лица Волжско-камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике.
Исходя из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, дело в отношении юридического лица подлежало рассмотрению Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СК-Волга» рассмотрено с нарушением правил подсудности.
Указанные обстоятельства не получили правовой оценки судьи районного суда.
Допущенное судьей Красноармейского районного суда нарушение не позволяет признать вынесенное 11 мая 2022 года решение законным.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2022 года подлежит отмене, дело - направлению в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Строительная компания - Волга» отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит направлению в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова