Дело № 2-40/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2020 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,
при секретаре Донгак Е. А.,
с участием истца – прокурора Тоджинского района Республики Тыва Грек Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сыстыг-Хемская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сыстыг-Хемская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование иска указано, что прокуратурой во исполнение указания прокурора Республики Тыва проведена проверка за исполнением законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» имеет стационарный источник выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух – котельную, в процессе эксплуатации которой в атмосферу поступают вредные загрязняющие вещества, то есть оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Согласно представленной информации, МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставил. На основании изложенного истец просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» в судебное заседание не явился, о его времени и месте был извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд рассмотрел дело без его участия на основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем суд рассмотрел дело без его участия на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение истца, изучив исковое заявление, исследовав и оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в основание своих требований.
В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Статьей 4.2 указанного федерального закона установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Частью 4 этой статьи установлено, что присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Объекты, подлежащие федеральному экологическому надзору, указанные в приказе Минприроды России от 01.09.2011 № 712, направляют заявку в Росприроднадзор по Республике Тыва, а объекты, подлежащие региональному экологическому надзору (все остальные объекты) в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы бюджетов (федерального, субъекта РФ, местного) формируются в соответствии со ст. 41, 42, 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет средств за негативное воздействие на окружающую среду. При этом плата за негативное воздействие распределяется следующим образом: в федеральный бюджет - 5%, в бюджет субъекта РФ - 40 %, в местный бюджет – 55 %.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не требуется, если объект относится к IV категории, однако определение категории объекта возможно только после постановки его на государственный учет (ч. 4 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Из материалов дела видно следующее.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением образования Администрации, МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» имеет стационарный источник вредных выбросов по ул. Школьная, д. 4, с. Сыстыг-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва на запрос прокуратуры видно, что МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» среди организаций, поставивших на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, не имеется.
Из выписки из ЕГРЮЛ видно, что МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, может быть истцом и ответчиком в суде.
Как следует из декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, из стационарного источника отопления МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» в атмосферный воздух поступают азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, за негативное воздействие которого сумма платы составляет 1275,60 руб.
Из ответа отделения надзорной деятельности и профилактической работы Тоджинского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Тыва следует, что при сжигании (горении) древесины образуются вредные вещества, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
Таким образом, судом установлено, что МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ» в нарушение указанных выше требований законодательства об охране окружающей среды не поставил на государственный учет объект негативного воздействия на окружающую среду, а именно стационарный источник отопления, из которого в атмосферный воздух поступают вредные вещества, негативно влияющие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Сыстыг-Хем Тоджинского района Республики Тыва, на благоприятную окружающую среду, в частности, на чистый воздух, круг которых не определен и в их интересах прокурор обращается с настоящим иском в суд.
Ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и признаны судом относимыми и допустимыми.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.
На основании с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой прокурор был освобожден, ввиду удовлетворения иска в полном объеме, с ответчика МБОУ «Сыстыг-Хемская ООШ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд взыскивает государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей как по требованию неимущественного характера.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сыстыг-Хемская основная общеобразовательная школа» удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сыстыг-Хемская основная общеобразовательная школа» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 4, с. Сыстыг-Хем Тоджинского района Республики Тыва, 668540.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сыстыг-Хемская основная общеобразовательная школа» в доход муниципального бюджета Тоджинского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол