Дело № 2-1996/2023
Дело № 45RS0026-01-2022-017819-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2023 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Аброськина С.П.,
при помощнике Масловой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Берсеневой Надежды Викторовны к ОСФР по Курганской области, о возложении обязанности снизить размер удержания из страховой пенсии, обеспечить сохранение доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор, действуя в интересах Берсеневой Н.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Курганской области о возложении обязанности снизить размер удержания из страховой пенсии, обеспечить сохранение доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно изменял, в окончательной редакции исковых требований просил суд обязать ОСФР по Курганской области снизить размер удержания из страховой пенсии по старости Берсеневой Н.В. по исполнительному документу: судебный приказ от 06.02.2023 по гражданскому делу № 2-476/2023, до сохранения размера прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации начиная со дня вступления в законную силу решения суда, обязать ОСФР по Курганской области сохранять страховую пенсию по старости Берсеневой Н.В. ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В обоснование иска указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения Берсеневой Н.В. проведена проверка исполнения требований законодательства об исполнительном производстве в деятельности ОПФР по Курганской области. В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что единственным источником существования для Берсеневой Н.В. является пенсия по старости в размере 12239,84 руб. В ходе надзорных мероприятий установлено, что в ОПФР по Курганской области на исполнении находится судебный приказ от 06.02.2023 по гражданскому делу № 2-476/2023 о взыскании с Берсеневой Н.В. задолженности. В настоящий момент по данным исполнительным документам ОСФР по Курганской области удерживается 20 % из получаемой Берсеневой Н.В. пенсии. Ввиду исполнения требования исполнительного документы, общая сумма пенсии к выплате составляет 6119,91 руб., что ниже прожиточного минимума для пенсионеров на территории Курганской области. В сентябре 2022 в ОСФР по Курганской области поступило заявление Берсеневой Н.В. о снижении размера удержания до 20%, в удовлетворении которого ей было отказано.
Представитель истца – помощник прокурора Шишкова А.Н. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Истец Берсенева Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика, действующая по доверенности Уткина В.В., в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения по доводам, изложенным в иске.
Представители третьих лиц ОСП по г. Шадринску Шадринскому району Курганской области, ООО «Национальная заемная МКК», ООО «Шадринские тепловые сети», ООО МКК «РоСТгрупп» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Установлено, что Берсенева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из представленных в материалы дела документов следует, что размер пенсии Берсенева Н.В. по состоянию на 01.05.2023 составляет: 12607,84 руб. – пенсия по старости и ежемесячная денежная выплата как инвалиду 2 группы в размере 2 919,02 руб., всего: 11 163,83 руб.
Также судом установлено, что на принудительном исполнений в ОСФР по Курганской области находится судебный приказ по гражданскому делу № 2-476/2023 от 06.02.2023, выданные мировым судьей судебного участка № 53 Шадринского судебного района Курганской области о взыскании с Берсеневой Н.В. задолженности за оказанные услуги по отоплению за период с 01.03.2022 по 30.11.2022 в размере 13309,98 руб., пени 664,41 руб. за период с 12.04.2022 по 09.01.2023, расходы по уплате государственной пошлины в размере 279,49 руб.
Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что общая сумма всех удержаний у Берсеневой Н.В. в настоящее время не превышает 50 % от требований исполнительного документа.
Правоотношения, касающиеся исполнения в принудительном порядке, в том числе судебных актов, регулируются нормами Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве», который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления.
Исполнение территориальным органом ПФР требований взыскателей на основании исполнительных документов производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), обязанность по исполнению которых закреплена статьями 7, 9, 98 названного Закона.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с частью 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава - исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
При этом территориальный орган ПФР обязан принять исполнительный документ к исполнению и обеспечить исполнение требований с учетом положений статей 99 и 101 Закона №229-ФЗ, предусматривающих предельный размер удержания из заработной платы и иных видов доходов должника, производимых на регулярной основе, и иммунитет от взыскания в отношении определенного вида имущества должника.
Территориальный орган ПФР, осуществляющий пенсионное обеспечение должника при получении исполнительного документа непосредственно от взыскателя, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона №229-ФЗ, таким правом в рамках Закона №229-ФЗ, определением размера удержания, в том числе с учетом имущественного положения должника, не наделён.
В соответствии с положением части 3 статьи 29 Закона №400-ФЗ, органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, предоставлено право самостоятельно принимать решение в определении размера удержания из пенсии в размере, не превышающем 20% страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
По совокупности норм части 1 статьи 9, части 3 статьи 98, статьи 99 3акона №229-ФЗ и части 3 статьи 29 Закона №400-ФЗ данное право реализовывается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при осуществлении действий по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий на основании документа, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона№400-Ф3, и исполнительного документа, поступающего непосредственно от взыскателя, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона №229-ФЗ.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В силу ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также определению конкретного размера удержания, возложено на судебного пристава-исполнителя, который оценивает имущественное положение гражданина - должника в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из общей суммы материального положения должника, наличия у него ценных бумаг, вкладов в банках, недвижимости, автотранспортных средств, иного имущества, а также с учетом положений статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не может быть обращено взыскание на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
С 01.02.2022 вступили изменения в Федеральный закон исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ и Федеральный от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которые позволяют судебным приставам исполнителям, банкам оценивать имущественное положение должника при взыскании задолженности. Однако в ст. 9 Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ позволяющего территориальному органу ПФР производить удержание суммы долга по заявлению взыскателя из периодического платежа - пенсии аналогичные изменения не были внесены.
В силу статьи 64 Закона №229-ФЗ полномочиями совершать исполнительные действия (например, запрашивать необходимые сведения, проводить оценку имущества, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию, рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и др.), направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а также на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, наделен судебный пристав - исполнитель.
Таким образом, Законом №229-ФЗ прямо предусмотрено, что именно судебный пристав - исполнитель определяет конкретный размер удержаний, предусмотренный статьей 99 указанного закона, в том числе и ниже установленного предельного размера, с учетом имущественного положения гражданина.
По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи со статьей 4 этого же Федерального закона конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
При таких обстоятельствах судебному приставу-исполнителю при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, которая является для него единственным доходом, следует учитывать размер этой пенсии в сопоставлении с величиной установленного в регионе прожиточного минимума, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализации социально-экономических прав.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 года N 10-П и определения от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О и от 24 июня 2014 года N 1560-О).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
Прожиточный минимум в Курганской области на 2023 год в расчете на душу населения установлен в расчете на душу населения – 13 513 руб., для трудоспособного населения – 14 729 рублей, для пенсионеров – 11 621 руб., для детей – 13 874 руб. (Постановление Правительства Курганской области от 14.12.2022 № 381 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Курганской области на 2023 год»)
Прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на 2023 год установлен в размере 14 729 руб. Таким образом, размер дохода Берсеневой Н.В. в виде пенсии составляет сумму меньше прожиточного минимума.
При этом, принимая во внимание, что настоящий иск находился в производстве суда по состоянию на 01.02.2022, то есть ОСФР по Курганской области было достоверно известно о том, что пенсия для Берсеневой Н.В. является единственным источником дохода, ссылки ответчиком на то, что Берсенева Н.В. не обратился с заявлением о сохранении дохода в размере прожиточного минимума, суд находит несостоятельными.
В данном случае исковое заявление о снижении размера удержания из пенсии, должно было быть расценено соответствующими органами как соответствующее заявление о сохранении дохода в размере прожиточного минимума.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 446 ГПК РФ доход в размере прожиточного минимума с 01.02.2022 отнесен законодателем к перечню имущества, на которое не может быть обращено взыскание, удержания из пенсии ОПФР по Курганской области в данном случае произведены незаконно.
При указанных обстоятельствах подлежит удовлетворению требование прокурора о сохранении при производстве удержаний из пенсии и иных доходов Берсеневой Н.В. ответчиками доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, начиная даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Курганской области (ИНН 4501008505) снизить размер удержания из страховой пенсии по старости Берсеневой Надежды Викторовны (паспорт: серия № №) по исполнительному документу: судебный приказ от 06.02.2023 по гражданскому делу № 2-476/2023, до сохранения размера прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Обязать ОСФР по Курганской области (ИНН 4501008505) сохранять страховую пенсию по старости Берсеневой Надежды Викторовны (паспорт: серия № №) ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.П. Аброськин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.05.2023.