Дело №2-1332/2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г.Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Устинова К.А.,
при секретаре Лосевой Е.А,
с участием истца Гришановой Т.В.,
представителя ответчика Ширшовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришановой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гришанова Т.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что <дата> обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии за работу в тяжелых условиях в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Брянской области истцу не засчитаны в стаж периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по причине несоответствия класса химической опасности, а также сведения без кода льготы. Однако, выполняемая истцом работа была связана с вредными условиями труда, поскольку рабочим местом являлся <...>, который находился непосредственно под воздействием вредных факторов, в том числе рентгеновского ионизационного излучения. Истец работала непосредственно в <...> под воздействием рентгенологических лучей полный рабочий день. С <дата> истец, выполняя свои трудовые обязанности получала дозу ионизирующего облучения, суммарная доза на конец <дата> составила 9, 934 мЗв. В связи с чем истец просит суд с учетом уточнений включить в специальный стаж период работы с <дата> по <дата> в должности <...>, признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить страховую пенсию с <дата>.
Истец Гришанова Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Брянской области Ширшова С.Н. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В судебном заседании установлено, что <дата> Гришанова Т.В. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Брянской области от <дата> № истцу в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны в стаж периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по причине несоответствия класса химической опасности, а также сведений без кода льготы. В связи с чем право на пенсию у Гришановой Т.В. отсутствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на <дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XXIV Учреждения здравоохранения и социального обеспечения предусмотрена профессия – «младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах)».
В Письме Минтруда РФ от 27 мая 1992 года № 1062-РБ «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)» указывается, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 № 517 в учреждениях здравоохранения должность «санитарка (няня)» была переименована на должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными», в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (приложение № 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 116). До 01 января 1992 года санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку № 2, разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 26 июня 2003 года № 5031-юл разъясняется, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала «санитарка» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными».При таких обстоятельствах назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку № 2 (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10) в соответствии с письмом Минтруда РФ от 25 мая 1992 года № 1062-РБ возможно при соблюдении изложенных в данном письме условий, а именно при выполнении санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Согласно записям в трудовой книжке истца, в спорный период, а именно с <дата> по <дата> она работала в должности <...> поликлинического отделения Отделенческой больницы на станции Брянск-II Московской железной дороги ОАО «РЖД» (ЧУЗ «РЖД-медицина г.Брянск»).
В соответствии с должностной инструкцией от <дата> и <дата> в обязанности <...> входило содержать помещение отделения, кабинета, инвентарь и оборудование в должном порядке, проводить ежедневную влажную уборку помещения; готовить кабинет к приему больных (подготовка рабочих мест врача и рентгенлаборанта); помогать рентгенлаборантам в приготовлении контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновской пленки, растворов для обработки рентгеновской аппаратуры, кабинета и инвентаря; оказывать помощь врачу и рентгенлаборанту при проведении сложных рентгенологических исследований; подавать кассеты врачу и рентгенлаборанту.
В соответствии со штатными расписаниями за спорный период в рентгеновском отделении предусмотрена должность санитарки, должность младшей медицинской сестры не предусмотрена.
Анализируя предусмотренные инструкционной карточки обязанности санитарки рентгенологического отделения, суд приходит к выводу о том, что они совпадают с должностными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновских отделениях.
По сведениям карточки учета индивидуальных доз облучения персонала с <дата> истец, выполняя свои трудовые обязанности получала дозу ионизирующего облучения, суммарная доза на конец <дата> составила 9, 934 мЗв, стаж работы в радиационно-опасных условиях с <дата>.
В работе истца в спорный период установлены вредные и (или) опасные вещества и производственные факторы: свинец и его неорганические и органические соединения, ионизирующее излучение и радиоактивные вещества
В статье 3 Федерального Закона №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценки условий труда» указывается, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со статьей 13 Федерального Закона №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды: физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности).
Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований содержатся в одноименных СанПиН 2.6.1.1192-03 В соответствии с классификацией радиационных объектов по потенциальной опасности рентгеновские кабинеты относятся к IV категории.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец Гришанова Т.В. в спорный период в течение полного рабочего дня непосредственно обслуживала больных и оказывала помощь врачу- рентгенологу и рентгенлаборанту при проведении рентгенологических исследований, то есть фактически выполняла должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными. Поскольку Гришанова Т.В. работала на работах с тяжелыми условиями труда, суд приходит к выводу о включении спорного периодаработы в специальный стаж.
Согласно материалам дела, Гришанова Т.В. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости <дата>.
В соответствии с п.1. ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку <дата> истец достигла <...> возраста, при котором право на досрочную пенсию возникает при наличии специального стажа и поскольку необходимый стаж Гришановой Т.В. выработан, право на пенсию у нее возникает с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гришановой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области назначить Гришановой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с с <дата> по <дата> в должности <...> поликлинического отделения Отделенческой больницы на станции Брянск-II Московской железной дороги ОАО «РЖД».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 31 августа 2023 года.
Председательствующий судья К.А.Устинов