Дело №
УИД 80RS0№-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 20 июля 2023 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бальжинимаева Б.Б.,
при секретаре Матхаловой Г.А.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Балдановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дульдургинского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чиндалей» о возложении обязанности оборудовать площадку для временного хранения золошлаковых отходов на земельном участке с кадастровым номером №
установил:
Прокурор Дульдургинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском мотивировав тем, что прокуратурой Дульдургинского района проведена проверка в отношении администрации сельского поселения «Чиндалей» по исполнению законодательства в сфере соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, на полигонах складирования золошлаков и твердых коммунальных отходов. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района осуществлен выезд совместно со старшим государственным инспектором по Агинскому, Дульдургинскому, Могойтуйскому районам и городскому округу «Поселок Агинское» ФИО2 на территории котельных, расположенных на территории Дульдургинского района сельского поселения «Чиндалей». Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения «Чиндалей» по адресу ул. Б-Цыренова, <адрес>А, <адрес>, расположена котельная, принадлежащая на праве собственности администрации сельского поселения «Чиндалей». Данная котельная работает на твердом топливе – уголь. Котельная обслуживает объекты социальной инфраструктуры: Дом культуры и музей. В ходе осмотра территории было установлено, что отходы, образовавшиеся в результате производственной деятельности котельной – золошлаковые отходы (далее -ЗШО), временно хранятся на производственной территории в нескольких метрах от котельной установки и системы удаления ЗШО. Администрация сельское поселение «Чиндалей» как собственник земельного участка и котельной, расположенной по адресу ул. <адрес>, несет ответственность за его действия и бремя содержания имущества, равно его оборудование в соответствии со стандартами и правилами. На сегодняшний момент на территории котельного, обслуживающего администрации сельского поселения «Чиндалей» расположенного на территории сельского поселения «Чиндалей», <адрес> временное хранение золошлаковых отходов выглядит в виде насыпи данных отходов, которая не собрана и не вывезена на место складирования. Таким образом, администрация сельского поселения «Чиндалей» не приняты меры по оборудованию места временного хранения отходов, образующихся в результате сжигания угля – ЗШО, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. Место временного хранения ЗШО, образующихся в результате деятельности котельной администрации сельского поселения «Чиндалей», в течение отопительного сезона, должно быть оборудовано в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 для предотвращения загрязнения окружающей среды, нарушения прав неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, ссылаясь на ст.45, 28, 29 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности», просит обязать администрацию сельского поселения «Чиндалей» 687216 ул. Б-Цыренова, <адрес> ИНН/КПП № площадку ( с применением асфальта, бетона, полимербетон, либо керамическую плитку) для временного хранения золошлаковых отходов перед их транспортировкой на место складирования (полигон), расположить по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; оборудовать поверхность площадки укрытием брезента, либо навесом на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу ул<адрес> - со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Балданова Д.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - администрация сельского поселения «Чиндалей» будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не направила своего представителя.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствие со ст.55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что администрация сельского поселения «Чиндалей» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра юридический лиц от ДД.ММ.ГГГГ №№).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> находится в собственности администрации сельского поселения «Чиндалей». Категория земель: земли населенных пунктов – для размещения котельной.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения «Чиндалей», по адресу <адрес>, расположена котельная, принадлежащая на праве собственности администрации сельского поселения «Чиндалей». Данная котельная работает на твердом топливе – уголь. Котельная обслуживает объекты социальной инфраструктуры: Дом культуры и музей.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района осуществлен выезд совместно с старшим государственным инспектором по Агинскому, Дульдургинскому, Могойтуйскому районам и городскому округу «Поселок Агинское» ФИО2 на территории котельных, расположенных на территории Дульдургинского района сельского поселения «Чиндалей».
В ходе осмотра территории было установлено, что отходы, образовавшиеся в результате производственной деятельности котельной – золошлаковые отходы (далее -ЗШО), временно хранятся на производственной территории в нескольких метрах от котельной установки и системы удаления ЗШО.
Временное хранение представляет собой насыпь (навал) на открытой, необорудованной для этого площадке, без соблюдения обязательных требований к обращению с отходами, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы..." (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с разделом Х «Требования к обращению с отходами» СанПиН 2.1.3684-21 хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается (п.217).
На основании ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536 золошлаковые отходы относятся к IV классу опасности отходов, условия накопления которых и способ должен осуществляться навалом, насыпью и в виде гряд (п. 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п.220 ранее указанного СанПиН при накоплении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия:
Открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
Поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
Поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как следует из содержания ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляется в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 18 Федерального закона от 25.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
На основании ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания и размещения (ст.1 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Организация временного хранения золошлаковых отходов должна удовлетворять ранее приведенным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
На основании п. 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место.
При нарушений требований пожарной безопасности, а именно при неправильной утилизации горящей золы могут возникнуть последствия возгорания пожара жилого сектора в населенных пунктах.
Согласно п.п. 5.9 п.14 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденная Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №944/пр, вне пределов территории котельной допускается располагать насосные станции и резервуары противопожарного и питьевого водоснабжения, золошлакоотвалы с оформлением отводов земельных участков в установленном порядке. Указанные объекты должны иметь отдельные ограждения.
Согласно п.п. 5.14 п.14 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденная Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №944/пр, размеры площадки золошлакоотвалов следует предусматривать с учетом работы котельной не менее 25 лет с выделением первой очереди строительства, рассчитанной на эксплуатацию котельной в течение 10 лет; золошлакоотвалы следует размещать на непригодных для сельского хозяйства земельных участках вблизи площадки котельной, использовать низины, овраги, заболоченные места, выработанные карьеры, с учетом перспективного развития района строительства.
В соответствии ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, администрация сельское поселение «Чиндалей» как собственник земельного участка и котельной, расположенной по адресу ул. <адрес>, несет ответственность за его действия и бремя содержания имущества, равно его оборудование в соответствии со стандартами и правилами.
На сегодняшний момент на территории котельного, обслуживающего администрации сельского поселения «Чиндалей» расположенного на территории сельского поселения «Чиндалей», ул<адрес> временное хранение золошлаковых отходов выглядит в виде насыпи данных отходов, которая не собрана и не вывезена на место складирования.
Таким образом, администрация сельского поселения «Чиндалей» не приняты меры по оборудованию места временного хранения отходов, образующихся в результате сжигания угля – ЗШО, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Место временного хранения ЗШО, образующихся в результате деятельности котельной администрации сельского поселения «Чиндалей», в течение отопительного сезона, должно быть оборудовано в соответствии с СанПиНом ДД.ММ.ГГГГ-21 для предотвращения загрязнения окружающей среды, нарушения прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дульдургинского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чиндалей» - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Чиндалей» <адрес> ИНН/КПП №/№ площадку ( с применением асфальта, бетона, полимербетон, либо керамическую плитку) для временного хранения золошлаковых отходов перед их транспортировкой на место складирования (полигон), расположить по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; оборудовать поверхность площадки укрытием брезента, либо навесом на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу ул. <адрес> - со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Дульдургинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2023 года.
Председательствующий судья Б.Б. Бальжинимаев