Дело № 2-2187/2022
(УИД 74RS0037-01-2022-002372-35)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 23 ноября 2022 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Чумаченко А.Ю.,
при секретаре Хавановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Министерства социальных отношений Челябинской области к Насыровой Ю.А. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в суд с иском к Насыровой Ю.А. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социального пособия на основании социального контракта в размере 250 000 рублей.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района (далее УСЗН) и Насыровой Ю.А. был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с данным контрактом УСЗН обязуется предоставить гражданину определенную социальную помощь, а тот в свою очередь обязуется в соответствии с программой социальной адаптации исполнить весь комплекс мероприятий, направленных на преодоление сложившейся трудной жизненной ситуации. В соответствии с п. 1.1 контракта УСЗН обязуется обеспечить выплату социального пособия на оказание помощи в организации индивидуальной предпринимательской деятельности либо самозанятости, а заявитель обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные контрактом и прилагаемой к нему программой социальной адаптации. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не в полном объеме предоставлены подтверждающие документы о целевом использовании выделенных в рамках контракта средств, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не приобретены основные средства, материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или организации самозанятости. Социальное пособие, потраченное Насыровой Ю.А. нецелевым образом, не возвращено, задолженность составляет 250 000 рублей. Требование о возврате денежных средств оставлено ответчиком без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца Министерства социальных отношений Челябинской области не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Насырова Ю.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила, возражений не представила.
Представитель третьего лица УСЗН администрации Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона № 178-ФЗ закреплено, что государственная социальная помощь это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальным пособием является безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; социальный контракт это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; в свою очередь, программой социальной адаптации является разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ст. 8.1).
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч.1 ст. 8).
Статьей 1 Закона Челябинской области от 02.07.2020 № 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области» установлено, что государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют размер среднедушевого дохода, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области, и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют размер дохода, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области.
В соответствии с п.2 ч.1, ч.3 ст. 2 указанного Закона оказание государственной социальной помощи осуществляется, в том числе, в виде социального пособия на основании социального контракта, размер которого не может превышать 250 000 рублей в год (в редакции, действующей на момент заключения контракта).
Пунктом 12 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 № 332-П, определено, что государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта используется на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. К таким мероприятиям, в числе прочих относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Пунктом 13 указанного Порядка установлено, что государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. По решению органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя срок оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта продлевается на период до 12 месяцев в случае наступления у заявителя не зависящих от него событий, влияющих на выполнение социального контракта (состояние здоровья (болезнь заявителя и (или) члена семьи, подтвержденная документом, выданным медицинской организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации; смерть родителей, супруги (супруга), детей; необходимость ухода за родителями, супругой (супругом), детьми; пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения).
Согласно п.21 Порядка, гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе, а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Насырова Ю.А. обратилась в УСЗН с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ УСЗН было принято решение о назначении Насыровой Ю.А. единовременного социального пособия в размере 250 000 рублей на осуществление предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ между УСЗН и Насыровой Ю.А. был заключен социальный контракт № на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, организации самозанятости, по условиям которого Управление обязуется обеспечить выплату заявителю социального пособия на оказание помощи в организации индивидуальной предпринимательской деятельности либо самозанятости, а заявитель обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные настоящим контрактом и прилагаемой к нему программой социальной адаптации. Размер социального пособия составляет 250 000 рублей.
Пунктом 3.2 социального контракта предусмотрено, что заявитель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), либо денежные средства, потраченные нецелевым образом.
Программой социальной адаптации, разработанной и подписанной сторонами социального контракта, определен срок действия программы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также составлен план мероприятий по социальной адаптации, в соответствии с которым: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя - ДД.ММ.ГГГГ; приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности - ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; оформление ребенка в детский сад - ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 программы социальной адаптации утверждена смета затрат на адресную социальную помощь: регистрация и оформление - 10 000 рублей, расходы на рекламу, маркировку - 11 500 рублей, аренда - 37 500 рублей, оборудование, мебель - 85 250 рублей, товарное наполнение - 105 800 рублей, итого 250 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что денежные средства в размере 250 000 рублей ответчику были выплачены, тогда как Насыровой Ю.А. обязательства по социальному контракту не исполнены. Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не оспорены, доказательства, подтверждающие надлежаще исполнение условий социального контракта, ответчиком не предоставлены.
Поскольку п. 21 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 № 332-П, условиями заключенного сторонами социального контракта установлено, что в случае нецелевого использования денежных средств, получатель государственной социальной помощи обязан ее возвратить в полном объеме, а при рассмотрении дела доказательств, свидетельствующих о выполнении Насыровой Ю.А. условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, не предоставлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. В связи с изложенным, взысканию с Насыровой Ю.А. в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области, являющегося распорядителем бюджетных денежных средств, подлежит денежная сумма в размере 250 000 рублей.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит госпошлина в размере 5 700 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства социальных отношений Челябинской области к Насыровой Ю.А. удовлетворить.
Взыскать с Насыровой Ю.А. (паспорт №) в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области (ОГРН 1047424530780) денежные средства в размере 250 000 рублей.
Взыскать с Насыровой Ю.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий (подпись) А.Ю. Чумаченко
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2022 года.
Верно:
Судья А.Ю. Чумаченко
Секретарь А.В. Хаванова