Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-478/2022 ~ М-451/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-478/2022

УИД 17RS0006-01-2022-000564-88

                                                           РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года                                                                                            с. Мугур-Аксы

Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Донгак Г.Д., при секретаре судебного заседания Кара-оол А.В., с участием истца – и.о. прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва Хертек А.М., заинтересованного лица ХХХ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва Ховалыг Э.М. в интересах ХХХ к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории Монгун-Тайгинского района,

                                                           установил:

Прокурор Монгун-Тайгинского района Республики Тыва в интересах ХХХ. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории Монгун-Тайгинского района, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 33 кв.м., указывая на то, проведенной проверкой прокуратуры по заявлению ХХХ., ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлено, что постановлением Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 02.06.2014 года № ХХХ. отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 02.06.2014 года в связи со смертью отца ХХХ и матери ХХХ. С 02.07.2014 года ХХХ находился на попечении ХХХ (назначена опекуном). ХХХ.состоит на учете отдела опеки и попечительства и включен в список по категории «сирота» со 02.06.2014 года, в настоящее время находится под номером 83 в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Монгун-Тайгинского района. В настоящее время он проживает у родственников по адресу: <адрес>, у которых имеются малолетние дети, жилой площади не хватает для полноценного проживания в данном жилом помещении. Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории Монгун-Тайгинского района, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 33 кв.м.

Истец – и.о. прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва ХХХ. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Заинтересованное лицо ХХХ. поддержал исковое заявление и просил удовлетворить иск, пояснив, что ему в настоящее время негде жить, в силу сложившихся трудных жизненных обстоятельств дождаться очереди по списку для него очень затруднительно.

Ответчик - представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не вносил.

На основании ст.167 ГПК суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона N159-03 детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке,

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

        Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

        Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение

     права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.             Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва N 2268 ВХ-1).

Согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ г., ХХХ родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ее матерью указана ХХХ, отцом указан ХХХ.

Согласно свидетельствам о смерти, ХХХ умер ДД.ММ.ГГГГ, ХХХ умерла ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановлением и.о. директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 02.06.2014 года попечителем над несовершеннолетним ХХХ. назначена ХХХ.

Согласно справке от 22.06.2022 года, представленного начальником отдела по работе с населением сумона Каргынский, ХХХ проживает по адресу: <адрес> и не имеет жилой площади и собственного зарегистрированного недвижимого имущества на территории Монун-Тайгинского района РТ.

Исходя из изложенного, ХХХ. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных представителем ответчика, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

С учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.

Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 N 625 (ред. от 02.03.2021) "Об утверждении порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда", а именно: не менее 33 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям. При этом наличие детей у истца на норму жилого помещения не влияет, так как в настоящем случае субъектом права на предоставление жилого помещения является лишь сам истец.

В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение года со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд                                                                           РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░-░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 33 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

           ░░░░░ ░.░.░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-478/2022 ~ М-451/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ховалыг Эмилия Маадыр-ооловна
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Другие
Сердип Константин Александрович
Судья
Донгак Геннадий Дотпуреевич
Дело на сайте суда
m-taiginskiy--tva.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
03.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее