Дело №2-1805/2023
УИД №59RS0040-01-2023-002089-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.,
при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Овнанян Г.М. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии,
Установил:
Овнанян Г.М. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии. В обоснование требований указывает, что он (истец) 15 апреля 2022 года обратился в клиентскую службу в городе Чайковском Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 18 июля 2022 года ему было отказано в назначении пенсии. В страховой стаж не включены периоды работы с 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года (01-10-03 – календарно, в льготном исчислении 03-08-06) – период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву, так как в справке указано отчество «Мкртычевич»; с 16 марта 1977 года по 22 ноября 1978 года в качестве <данные изъяты>. С решением не согласен, так как для установления страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» необходимо наличие следующих условий: дл мужчин рожденных во втором полугодии 1960 года право на установление страховой пении по старости приобретают в первом полугодии 2022 года по достижении возраста 61 год 06 месяцев; наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году -13 лет (ч.1, 2 статьи 35 Закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в 2022 году не ниже 23,4 (часть 3 статьи 35 Закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»). С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который внес изменения и дополнения в Закон №400-ФЗ. Так согласно части 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях поэтапно, с шагом в один год, повышен нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет. С учетом положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста. Истец просит включить спорные периоды в страховой стаж, назначить пенсию по старости с момента возникновения права.
Истец Овнанян Г.М. о дне, времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика – Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, в судебное заседание не явился, в адресованных суду возражениях указал о том, что исковые требования истца не признают в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется путем признания права (ст.ст.8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. С учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к вышеуказанному Федеральному закону, в случае достижения гражданами в 2020 году возраста, по достижении которого возникало право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года (для мужчин 60 лет), возраст, дающий право на установление страховой пенсии по старости, увеличивается на 24 месяца (для мужчин, рожденных в 1960 году - 62 года).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, что 15 апреля 2022 года Овнанян Г.М. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с положениями статьи 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю № от 18 июля 2022 года в назначении пенсии по статье 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи отсутствием требуемой величины страхового стажа. Страховой стаж Овнанян Г.М. составляет 8 лет 2 месяца 14 дней. ИПК -25,247.
В страховой стаж не включены периоды работы: с 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года (01-10-03 – календарно, в льготном исчислении 03-08-06) – период военной службы в рядах Советской Армии по призыву, так как в имеющейся справке указано отчество «Мкртычевич» (л.д.6-7).
Разрешая требования истца в части включения оспариваемых периодов с 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года (01-10-03 – календарно, в льготном исчислении 03-08-06) – период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву, так как в справке указано отчество «ФИО4»; с 16 марта 1977 года по 22 ноября 1978 года в качестве <данные изъяты>, в страховой стаж и удовлетворяя их, суд исходит из следующего.
Как предусмотрено «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР» (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190) основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки.
Из архивной справки за №С-633, выданной Национальным архивом Армении от 07 февраля 2023 года следует, что согласно книгам приказов Геолого-геофизической экспедиции Управления геологии Арм.ССР Овнанян Г.М. (дата рождения в документах не указана) 16 марта 1977 года (приказ № от 18 марта 1977 года) принят на работу в <данные изъяты> с часовой тарифной ставкой 0,495 рублей с выплатой п/довольствия при 36 часовой рабочей неделе и 22 ноября 1978 года (приказ № от 27 ноября 1978 года) освобожден от работы (л.д. 8).
В соответствии со статьей 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу статьи 6 данного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Принимая во внимание, что сведения о периоде трудовой деятельности истца на территории Армянской АССР подтверждены справкой Национального архива Армении от 07 февраля 2023 года, суд руководствуясь Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, положениями ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства, регулирующего правоотношения в области пенсионного обеспечения, дав оценку представленным доказательствам, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж Овнаняна Г.М. периода работы с 16 марта 1977 года по 22 ноября 1978 года в качестве <данные изъяты> на территории Армянской ССР.
Согласно справке от 20 июля 2021 года за № выданной Министерством обороны Российской Федерации Военный комиссариат (города Чайковский и Чайковского района Пермского края) Овнанян Г.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проходил военную службу в рядах Советской Армии по призыву с 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года на должностях рядового и сержантского состава (л.д.5).
Приходя к выводу о необоснованности отказа пенсионного органа во включении в страховой стаж истца периода прохождения военной службы с 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года и удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд исходит из того, что в военном билете истца допущена описка в написании его отчества, военный билет, выданный на имя Овнанян Г.М., принадлежит истцу, находится у него в настоящее время.
Разрешая требования истца в части назначения пенсии суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, мужчинам, рожденным в первом полугодии 1960 года, страховая пенсия назначается по заявлению при достижении возраста 61 год 6 месяцев при наличии требуемой продолжительности страхового стажа, подтвержденного документально, не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21.
Овнанян Г.М. достиг возраста 61 год 6 месяцев 12 ноября 2021 года, с учетом включенного ответчиком страхового стажа и оспариваемых периодов работы страховой стаж не менее 12 лет и величину индивидуального коэффициента не менее 21, таким образом, имел право на назначение пенсии с 12 ноября 2021 года.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для назначения пенсии Овнаняну Г.М. с момента обращения в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, то есть с 15 апреля 2022 года.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) включить Овнаняну Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) в страховой стаж период работы:
- 07 июля 1979 года по 10 мая 1981 года (01-10-03 – календарно, в льготном исчислении 03-08-06) – период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву;
-с 16 марта 1977 года по 22 ноября 1978 года в качестве <данные изъяты>.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) назначить Овнаняну Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) пенсию с 15 апреля 2022 года.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 ноября 2023 года.
Судья: