№ 2-2756/2023
64RS0047-01-2023-002679-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Королевой А.А.,
при помощнике судьи Портновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Лысову Александру Александровичу, Беловой Татьяне Викторовне, Скоробогатову Игорю Олеговичу о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, взыскании судебных расходов,
установил:
ГЖИ Саратовской области обратилась в суд с иском к Лысову А.А., Беловой Т.В., Скоробогатову И.О. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что ГЖИ Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 152-П и является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. В адрес ГЖИ поступило обращение директора Мухамедовой Н.Ш. по вопросу незаконной перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, собственниками которого являются Лысов А.А., Белова Т.В., Скоробогатов И.О.
В ходе рассмотрения данного обращения для выяснения всех обстоятельств, в адрес ответчиков направлялись решения о проведении профилактичкеского визита, в которых указывалось о том, что состоится проверка законности перепланировки, переустройства их жилого помещения в связи с чем предлагалось обеспечить инспектору доступ в квартиру. Однако выполнить осмотр квартиры ответчиков не представилось возможным, ввиду отсутствия проживающих (собственника) на момент проведения проверки. В настоящее время провести мероприятия по контролю в связи с исполнением возложенными на инспекцию функциями не представляется возможным, поскольку ответчиками по данному делу доступ в жилое помещение не представлен, в связи с чем рассмотреть поступившее обращение невозможно.
На основании изложенного, ГЖИ Саратовской области просило возложить обязанность на Лысова А.А., Белову Т.В., Скоробогатову И.О. обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра данного жилого помещения.
Истец ГЖИ Саратовской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Лысов А.А., Белова Т.В., Скоробогатов И.О. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом по месту регистрации, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В ст. 19 Конституции РФ закреплено равенство всех перед законом и судом.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Из положений ст. ст. 25 и 26 ЖК РФ следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2, 4 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В судебном заседании установлено, что Лысов А.А., Белова Т.В., Скоробогатов И.О. с 24 сентября 2012 г. являются общедолевыми собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кроме того, ответчики зарегистрированы в данном жилом помещении с
09 июля 2013 г. и 11 декабря 2012 г., соответственно.
В связи с обращением гр. Мухамедовой Н.Ш. по факту незаконности переустройства, перепланировки квартиры, принадлежащей Лысову А.А., Беловой Т.В., Скоробогатову И.О., ГЖИ Саратовской области 24 мая 2023 г.
и 04 июля 2023 г. приняты решения о проведении профилактического визита в квартиру № дома № по <адрес>.
В данных решениях содержалось требование к Лысову А.А., Беловой Т.В., Скоробогатову И.О. о предоставлении принадлежащей им квартиры для осмотра
24 мая 2023 г. и 04 июля 2023 г.
Эти решения доводились до сведения ответчиков посредством почтового отправления по адресу регистрации 01 июня 2023 года, которое возвращено отправителю за истечением срока хранения 04 июля 2022 г.
Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта переустройства (перепланировки) в квартире ответчика, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
Оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из приведенных выше норм закона, суд первой приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт чинения ответчиками препятствий к доступу в квартиру сотрудникам ГЖИ Саратовской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены п. 9 Положения о государственной жилищной инспекции Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 г. № 152-П, и п. 4 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 26 июня 2012 г. № 341-П.
В соответствии с подп. 1 п. 6 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В рамках возложенных полномочий ГЖИ Саратовской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством РФ и Саратовской области.
Судом установлено, что ГЖИ Саратовской области в адрес ответчиков направлялись уведомления о проведении инспекционной проверки. Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки в квартире ответчика, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа ГЖИ Саратовской области в квартиру ответчиков не приведено.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на Лысова Александра Александровича (паспорт серия №), Белову Татьяну Викторовну (паспорт серия №), Скоробогатова Игоря Олеговича (паспорт серия №) обеспечить Государственной жилищной инспекции Саратовской области (ОГРН 1026402664353) доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра данного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2023 г.
Судья А.А. Королева