Судья: Иванова А.И. Гр.дело № 33-1496/2022
номер дела суда первой инстанции 2-3963/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Чирковой И.Н.,
Судей – Ивановой Е.Н., Житниковой О.В.,
при помощнике судьи Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой И.Н. к Муниципальному бюджетному учреждению культуры г.о.Самара «Театр «Лукоморье» о признании незаконным приказ об отстранении от работы,
по апелляционной жалобе Петровой И.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самара от 13 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МБУК г.о.Самара «Театр Лукоморье» о признании незаконным приказ об отстранении от работы.
В обоснование требований истец указал, что 01.09.2021 г. ответчиком вынесен приказ № 10-лс/21 об отстранении истца от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции. Считает приказ незаконным и нарушающим ее права. Должность истца <данные изъяты> не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. Обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками, а также собирать, хранить, передавать документацию медицинского характера (отказ или согласие на медицинское вмешательство) действующим законодательством не предусмотрена. Лицензия на осуществление медицинской деятельности у ответчика отсутствует. Ответчик не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок.
Ссылаясь на изложенное, Петрова И.Н. просила признать приказ МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» № 10-лс/21 от 01.09.2021 г. об отстранении от работы незаконным, обязать МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного вынесением указанного приказа.
Решением Ленинского районного суда г.Самара от 13 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Петровой И.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Петрова И.Н. просит решение суда по делу отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» - директор Иванчишина С.Г. возражала против доводов апелляционной жалобы, с решением суда согласилась.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании трудового договора № 5/13 от 01.07.2013 г. истец состоит в трудовых отношениях с МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» в должности <данные изъяты>
Приказом МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» № 10-лс/21 от 01.09.2021 г. истец отстранена от работы в связи с отказом от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции на период с 02.09.2021 г. до предоставления документа, подтверждающего проведение вакцинации или отвод от вакцинации по медицинским показаниям.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при в силу абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825.
Должность истца и выполняемая ею работа не входит в данный Перечень.
Вместе с тем, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации наделяются полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Следовательно, данная прививка становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Соответствующие разъяснения даны в письме Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ.
15.07.2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Самарской области вынесено Постановление N 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области», которым определен перечень граждан (группы "риска"), подлежащих обязательной вакцинации. В указанный перечень включены, в том числе, работники в сфере обслуживания (торговли, общественного питания; транспорта общего пользования, такси; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; театров, кинотеатров, концертных залов).
Согласно пункту 2 данного Постановления вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 3 названного Постановления руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, предписано в срок до 07.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 N 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» руководителем МБУК г.о.Самара «Театр «Лукоморье» издан приказ №36-ОД/21 от 19.07.2021 г. о проведении профилактических прививок, в соответствии с которым работникам театра необходимо пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 07.08.2021 г., вторым компонентом вакцины - до 01.09.2021 г.
В связи с нахождением истца в отпуске в период издания данного приказа, в ее адрес посредством почты направлено письменное уведомление № 6 от 19.07.2021 г. о необходимости проведения профилактических прививок. Почтовый конверт возвращен без вручения адресату.
От подписи в уведомлении о необходимости проведения профилактической прививки, в приказе № 36-ОД/21 от 19.07.2021 г. о проведении профилактических прививок, а также в уведомлении от 27.08.2021 г. о предстоящем отстранении от работы истец отказалась, о чем составлен акт об отказе от подписи.
Истцом не оспаривалось, что она была проинформирована о необходимости вакцинации, отказалась от проведения прививки по личным убеждениям, медицинских противопоказаний к прививке против коронавирусной инфекции не имеет. Также не оспаривается, что как <данные изъяты> истец участвует в спектаклях, концертах, других представлениях театра, исполняет роли, является непосредственным участником сценических представлений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец относится к числу лиц, подлежащих обязательной вакцинации на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области N 3 от 15.07.2021 г., и при отсутствии медицинских противопоказаний в установленный срок вакцинацию не прошла, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для отстранения истца от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
Доводы истца об отсутствии у работодателя права требовать проведения вакцинации, по мнению суда, не являются основанием для удовлетворения иска. Требование об обязательной вакцинации отдельных групп граждан введено главным государственным санитарным врачом, а не работодателем. Истец обоснованно указывает, что работодатель не может обязать работника провести профилактическую прививку. Однако при наличии такого постановления главного санитарного врача работодатель не только вправе, но и обязан отстранить от работы работника, отказавшегося от прививки.
Ссылка истца на то, что ее должность не включена в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, не принята судом во внимание как несостоятельная, поскольку в рассматриваемой ситуации введение обязательной вакцинации основано не на положениях данного нормативного акта, а обусловлено эпидемической обстановкой, угрозой возникновения и распространения опасного инфекционного заболевания и основано на положениях подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и приказа Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Таким образом, отстранение истца от работы произведено в пределах полномочий работодателя, с соблюдением требований ст. 76 Трудового кодекса РФ, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет дискриминации в сфере труда.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (часть 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (часть 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации)
Из приведенных нормативных положений следует, что статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в отношении работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок отказать в приеме на работу или отстранить от работы по правилам статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней") тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825.
В соответствии с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, к таким работам не относится работа Петровой И.Н., занимающая должность артист театра, ведущий мастер сцены.
В силу постановления главного государственного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 г. № 7-П работодатель обязан обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой короновирусной инфекции (COVID-13), подлежащих обязательной вакцинации.
При вынесении приказа № 10-лс/21 от 01.09.2021 г. работодатель привел в качестве основания отстранения ст.76 ТК РФ, ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ, пункт 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утв.Постановлением Правительства от 15.07.1999 г. № 825.
Между тем, указанный закон и нормативно-правовые акты не включают работу Петровой И.Н., занимающую должность артист театра, ведущий мастер сцены, к работам, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.
Так, п.12 названного Перечня предусматривает работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Работа Петровой И.Н. к образовательной деятельности отношения не имеет, что не оспаривалось представителем ответчика в заседании суда апелляционной инстанции.
Иных правовых оснований для отстранения истца от работы ответчиком в оспариваемом приказе не приведено.
Ссылка представителя ответчика о том, что основанием для отстранения истца от работы явилось постановление главного государственного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 г. № 7-П, не служит основанием для отказа в иске Петровой И.Н., поскольку данное постановление в качестве основания отстранения истца от работы не приведено в оспариваемом приказе.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Вместе с тем, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены не были, не распределены между участниками процесса в соответствии с требованиями гражданского процессуального и трудового законодательства, возлагающего на работодателя обязанность доказать законность отстранения работника по указанным им основаниям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности приказа № 10-лс/21 от 01.09.2021 г. и отстранении Петровой И.Н. от работы.
Положениями абзаца 2 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Учитывая, что установлены нарушения трудовых прав истца, в связи с незаконным отстранением от работы и невозможности трудиться, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 01.09.2021 г. по 15.03.2022 г. (со дня незаконного отстранения от работы и на дату вынесения апелляционного определения) в размере 192 959,50 рублей, согласно представленному ответчиком расчету о среднедневном заработке истца 1 244,90 рублей х 155 дней (сентябрь 2021 года – 26 дн., октябрь 2021 года – 27 дн., ноябрь 2021 года – 23 дн., декабрь 2021 года – 26 дн., январь 2022 года – 19 дн., февраля 2022 года – 23 дн., март 2022 года – 11 дн.).
Представленные ответчиком должностные инструкции, приказы об отстранении и допуске к работе других работников не являют на правильность выводов судебной коллегии при установленных обстоятельствах и требований закона.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения по делу, апелляционная жалоба Петровой И.Н. подлежит удовлетворению.
В силу ст.98 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 13 октября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Петровой И.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ МБУК г.о.Самара «Театр Лукоморье» от 01.09.2021 г. № 10-ля/21 «Об отстранении сотрудника от работы в связи с отказом от вакцинации, являющейся для него обязательной.
Взыскать с МБУК г.о.Самара «Театр Лукоморье» в пользу Петровой И.Н. заработную плату за время вынужденного прогула за период с 01.09.2021 г. по 15.03.2022 г. в размере 192 959,50 рублей.
Взыскать с МБУК г.о.Самара «Театр Лукоморье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: