Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-143/2024 ~ М-125/2024 от 09.01.2024

Дело №2-143/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Покровск      08 февраля 2024 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего

судьи Сыроватской О.И., единолично,

с участием помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Шараборина Ф.М.

представителя ответчика администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег»

при секретаре судебного заседания Дьяконовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хангаласского района РС(Я) Ноговицына А.К. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Мальжагарский 1-й наслег» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения –участок р. Лена, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источника водоснабжения участок р. Лена требованиями СанПин 2.1.4.1110-02,

установил:

    

Прокурор Хангаласского района РС(Я) Ноговицын А.К. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хангаласский районный суд РС(Я) с вышеуказанным иском к администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег».

В обоснование своих заявленных исковых требований, прокурор указал, что прокуратурой Хангаласского района РС(Я) по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота питьевой воды, требований водного законодательства при осуществлении питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установлено, что на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег» участок р. Лена определен как источник водоснабжения. В нарушение требований ч.2 ст.43 ВК РФ, п.92 СанПиН 2.1.3684-21, ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны источника водоснабжения–участок р. Лена на территории «Мальжагарский 1-й наслег» не установлены, проекты зон санитарной охраны не разработаны, соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны водного объекта не получено. 14.12.2023г. прокуратурой района главе МО «Мальжагарский 1-й наслег» внесено представление. До настоящего времени ответ не поступил. Неисполнение администрацией МО «Мальжагарский 1-й наслег» требований санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит возложить на администрацию МО «Мальжагарский 1-й наслег» обязанность разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения –участок р. Лена, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источника водоснабжения участок р. Лена требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание, будучи должным образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явились представитель ответчика администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег», о причинах своей неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судом в РФ» порядке на официальном сайте Хангаласского районного суда РС(Я).

Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег».

В судебном заседании помощник прокурора Хангаласского района РС(Я) Шараборин Ф.М. заявленные исковые требования поддержал, при и ссылаясь на те же доводы просит иск удовлетворить в полном объеме.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со с.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 1 ст.7.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.24 - 27 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст.6 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02" (далее - СанПиН 2.1.41110-02).

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно пункту 5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Хангаласского района РС(Я) по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота питьевой воды, требований водного законодательства при осуществлении питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег» как источник водоснабжения определен участок р. Лена. Вместе с тем, зоны санитарной охраны источника водоснабжения–участок р. Лена на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег» не установлены, проекты зон санитарной охраны не разработаны, соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны водного объекта не получено.

Данное обстоятельство, стороной ответчика фактически не оспаривается и подтверждается ответом администрации МО «Мальжагарский 1-й наслег» от 11.12.2023г. №341, справкой о результатах проверки от 27.12.2023г.

Таким образом, судом установлено, что на источнике водоснабжения -участке реки Лена на территории МО «Мальжагарский 1-й наслег» не установлены соответствующие зоны санитарной охраны, проект зон санитарной охраны не разработан, соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны водного объекта не получено. Тем самым, ответчиком нарушаются требования ч.2 ст.43 ВК РФ, ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1110-02.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Мальжагарский 1-й наслег» надлежащим образом не исполняются возложенные на нее действующим законодательством обязанности по разработке проектов зоны санитарной охраны и иных действий, связанных с получением санитарно-эпидемиологических заключений и подачей документов для установления зоны санитарной охраны в уполномоченный орган, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что указанные действия могут быть произведены только ответчиками, в силу ч.1 и 2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Учитывая, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи с объемом работ, суд приходит к выводу об установлении разумного срока для исполнения решения суда в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Хангаласского района РС(Я) в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Мальжагарский 1-й наслег» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения –участок р. Лена, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источника водоснабжения участок р. Лена требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 –удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Мальжагарский 1-й наслег» (ИНН 1431009296, ОГРН 1061431000927) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения –участок р. Лена, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источника водоснабжения участок р. Лена требованиями СанПин 2.1.4.1110-02.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в решения окончательной форме.

Судья      Сыроватская О.И.

Решение в окончательной форме принято 08.02.2024г.

2-143/2024 ~ М-125/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хангаласского района
Ответчики
Администрация МО "Мальжагарский 1-й наслег"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Сыроватская Ольга Иннокентьевна
Дело на сайте суда
pokrovsk--jak.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее