Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-313/2023 ~ М-384/2023 от 23.11.2023

Дело №2-313/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кваркено 21 декабря 2023 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.

при секретаре Ходинской Н.С.,

с участием помощника прокурора Кваркенского района Тулаева И.Е.,

представителя соответчика РОО МО Кваркенский район Поспелова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданному фактически в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Красноярская средняя общеобразовательная школа» и районному отделу образования муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области о возложении обязанности обследовать техническое состояние здания школы, финансировать мероприятия по обследованию технического состояния здания школы,

установил:

прокурор обратился в суд с указанным иском к названным ответчикам.

Указал, что <адрес> действует МАОУ «Красноярская СОШ». Здание школы введено в эксплуатацию в 1986 году. Правообладатель здания на праве оперативного управления МАОУ «Красноярская СОШ», собственник МО Кваркенский район. В нарушение установленных законом правил инструментальное обследование несущих конструкций здания школы не велось со дня ввода в эксплуатацию. Выявлены повреждения фундамента и окон, трещины на потолке. Эти нарушения влекут опасность для лиц, пребывающих в здании, не позволяют предотвратить чрезвычайные ситуации. Учредителем МАОУ «Красноярская СОШ» является МО Кваркенский район. Прокурор ДД.ММ.ГГГГ внес представление в РОО Кваркенского района в части не проведения обследования конструкции здания, но нарушения не устранены.

Просил обязать МАОУ «Красноярская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обследование технического состояния здания школы в <адрес>; обязать администрацию МО Кваркенский район финансировать такие мероприятия.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Кваркенский район, Правительство Оренбургской области, Министерство образования Оренбургской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кваркенского района Тулаев И.Е. поддержал заявленные по делу требования, приведя в обоснование требования доводы, изложенные в иске. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель соответчика РОО МО Кваркенский район Поспелов Е.В. в судебном заседании признал заявленные прокурором требования.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим способом.

Суд в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие означенных лиц.

Представитель ответчика МАОУ «Красноярская СОШ» в направленном с суд отзыве на иск по существу не представил возражений относительно заявленных прокурором требований при условии финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения, из средств бюджетной системы РФ.

Выслушав прокурора и представителя РОО МО Кваркенский район, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Устав МАОУ «Красноярская СОШ», утвержденный приказом РОО администрации Кваркенского района от ДД.ММ.ГГГГ, содержит сведения о том, что учредителем названного учреждения является МО Кваркенский район.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос должностного лица прокуратуры начальник РОО администрации МО Кваркенский район указал, что договоры со специализированными организациями, осуществляющими проведение оценки состояния зданий школ, в Кваркенском районе последние 10 лет не заключались.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного помощником прокурора Кваркенского района и директором МАОУ «Красноярская СОШ», осмотрено здание школы в <адрес>. В ходе осмотра выявлено, что сведения об инструментальном обследовании здания отсутствуют.

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о том, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является школой. Правообладателями названного здания являются МАОУ «Красноярская СОШ» и МО Кваркенский район Оренбургской области. Здание введено в эксплуатацию в 1986 году.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном начальнику РОО администрации МО Кваркенский район, прокурор, в числе прочего, требовал организовать эксплуатационный контроль образовательных учреждений, расположенных на территории Кваркенского района.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление начальник РОО администрации МО Кваркенский район не представил сведений о том, что обследование технического состояния здания школы в <адрес> проведено.

По правилам пунктов 1 и 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с пунктами 1-3 и 6 ст. 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть, в числе прочего автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом. Муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По правилам п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с частями 1, 2, и 5 ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе муниципальным образованием в целях, в числе прочего осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных ГК РФ. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

По смыслу ч. 1 ст. 3 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества муниципального автономного учреждения является соответственно муниципальное образование.

Общими правилами частей 1, 2 и 3 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ установлено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

В силу правил ч. 4 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

По правилам абзаца 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание муниципального имущества.

Согласно общим правилам пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

В силу правил ч. 6 ст. 22 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием, в том числе муниципальным районом.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе административной и финансово-экономической деятельности.

П. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации в числе прочего относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, также в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требованиями.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра, ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся и работников.

По правилам ст. 5 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий при их эксплуатации обеспечивается установлением соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, качественных характеристик в течение их жизненного цикла, реализации значений и характеристик, поддержания параметров и характеристик на требуемом уровне при эксплуатации. Безопасность зданий обеспечивается соблюдением требований этого ФЗ, стандартов, сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 этого ФЗ перечни, требований технических условий.

В силу правил абзаца 1 п. 4.1 "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

В соответствии с общими правилами п. 4.3 названного Стандарта первое обследование технического состояния зданий проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий проводится не реже одного раза в 10 лет.

В судебном заседании установлено, что стороной ответчика не исполнены обязательные требования вышеприведенных совокупных правил, установленных ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, в части своевременного проведения обследование технического состояния здания Красноярской СОШ.

Несоблюдение таких правил может повлечь наступление неблагоприятных последствий для неограниченного круга лиц, а именно учащихся Красноярской СОШ, преподавательского состава школы, иных служащих, иных посетителей школы.

Суд полагает, что неблагоприятные последствия для названных лиц могут наступить в силу того, что из-за не проведения обследования технического состояния здания Красноярской СОШ могут быть своевременно не выявлены конструктивные недостатки здания школы, что может повлечь обрушение этого здания или иные неблагоприятные последствия.

В силу указанных обстоятельств заявленные прокурором требования, будучи законными и обоснованными, подлежат безусловному удовлетворению.

При этом, обязанность провести обследование технического состояния здания Красноярской школы в силу совокупного смысла правил статей 123.22, 296 ГК РФ, статей 2 и 4 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ и ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ надлежит возложить именно на МАОУ «Красноярская СОШ».

В силу совокупного существа правил статей 123.21, 123.22 и 210 ГК РФ, статей 2-4 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ, ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ и ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ обязанность произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания Красноярской школы надлежит возложить на МАОУ «Красноярская СОШ».

В случае недостаточности средств, необходимых на проведение таких мероприятий, обязанность произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания Красноярской школы надлежит возложить на собственника имущества, а именно на администрацию МО Кваркенский район в лице РОО администрации МО Кваркенский район.

В случае недостаточности у администрации МО Кваркенский район средств, необходимых на проведение таких мероприятий, обязанность произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания Красноярской школы надлежит возложить на Правительство Оренбургской области в лице Министерства образования Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ за свой счёт провести обследование технического состояния здания школы, расположенного по адресу: <адрес>.

В случае недостаточности у муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красноярская средняя общеобразовательная школа» средств для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области в лице районного отдела образования администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красноярская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.

В случае недостаточности у администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области средств для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Правительство Оренбургской области в лице Министерства образования Оренбургской области произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красноярская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 21 декабря 2023 года в 14 часов 40 минут.

Судья Тарасенко А.Г.

2-313/2023 ~ М-384/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кваркенского района
Ответчики
МАОУ "Красноярская СОШ"
Районный отдел образования МО Кваркенский район
Правительство Оренбургской области
администрация МО Кваркенский район
Министерство образования Оренбургской области
Суд
Кваркенский районный суд Оренбургской области
Судья
Тарасенко Андрей Григорьевич
Дело на странице суда
kvarkensky--orb.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее