Дело № 2-34/2022
УИД 21RS0014-01-2021-000629-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Павлова В.И.,
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
с участием: ст. пом. прокурора Урмарского района Чувашской Республики Никифорова Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урмарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова», Управлению образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории),
у с т а н о в и л:
Прокурор Урмарского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском по тем основаниям, что прокуратурой Урмарского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.
Исковое заявление мотивировано тем, что межведомственной комиссией по категорированию объектов от (дата) МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» присвоена 3-я категория опасности. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в январе 2021 года и по состоянию на (дата) установлено, что охрана МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района ЧР обеспечивается техническим персоналом и сторожами. Также, из письма управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района ЧР от (дата) следует, что в МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова», как и в других образовательных организациях района, отсутствует охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями охраны подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Кроме того, прокуратурой района ранее (дата), (дата) в адрес директора МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова», в том числе по факту отсутствия охраны на объектах внесено представление об устранении нарушений закона в указанной сфере, при этом меры по устранению указанных нарушений закона по состоянию на (дата) не предприняты.
Указав, что допущенные управлением образования и молодежной политики администрации Урмарского района ЧР и МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района ЧР нарушения требований законодательства о мерах по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровья указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, по настоящее время меры по устранению нарушений не предпринимаются, прокурор Урмарского района Чувашской Республики просил возложить на МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» и управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района ЧР в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании ст. пом прокурора Урмарского района Чувашской Республики Никифоров Ю.Н. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить их.
Ответчики МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» и Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. При этом от их представителей Алексеева П.В., Яковлевой М.И. поступили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия, в которых также сообщили о признании иска и просили установить срок на выполнение требований прокурора на 1 год.
Третье лицо - администрация Урмарского района Чувашской Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечили. При этом от представителя Петровой А.О., действующей на основании доверенности, поступило в суд заявление о рассмотрении дела без их участия, просили установить срок на выполнение требований прокурора на 1 год.
Выслушав доводы прокурора, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что корреспондирует в обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (статьи 2, 20, 41 Конституции РФ).
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 государства участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и международно-правовые, закрепленные указанной Конвенцией, с 15.09.1990.
Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (п. п. 1, 7 ст. 2) (далее Закон N 35-ФЗ).
Пунктами 3, 4, 6 ст. 3 Закона N 35-ФЗ определены использованные в нем понятия:
- террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях,
- противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма,
- антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта,
- место массового пребывания людей - территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с положениями ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно положений п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее Закон N 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Она несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Обязанность по обеспечению учреждений физической охраной установлена Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Требования).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Пунктом 24 Требований определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
Согласно п. п. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований осуществляются, в числе прочих, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Согласно Уставу МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» является образовательной организацией в форме муниципального учреждения, учредителем которой является муниципальное образование – администрация Урмарского района Чувашской Республики.
МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики присвоена 3 категория опасности.
Прокуратурой Урмарского района Чувашской Республики проведена проверка МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» во исполнение требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности и противодействии терроризму. В ходе которой в январе 2021 года и по состоянию на (дата) установлено, что в нарушении вышеуказанных требований закона охрана МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики обеспечивается техническим персоналом и сторожами.
Прокурором Урмарского района Чувашской Республики (дата), (дата) внесены представления директору МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова», в том числе по факту отсутствия охраны на объектах внесено представление об устранении нарушений закона в указанной сфере, при этом меры по устранению указанных нарушений закона по состоянию на (дата) не предприняты.
Принимая во внимание допущенные управлением образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики и МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики нарушения законодательства о противодействии терроризму, которые не позволяют в полной мере обеспечить безопасность образовательного учреждения, снижает уровень его антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для несовершеннолетних воспитанников и работников, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом финансирования деятельности МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» строго на бюджетной основе, вместе с тем принимая во внимание, что обеспечение защищенности жизни и здоровья граждан, несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения является приоритетной задачей по обеспечению безопасности образовательного учреждения, снижению уровня его антитеррористической защищенности, суд считает необходимым установить ответчикам срок для устранения недостатков в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
При этом суд также принимает во внимание заявления представителей МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» и Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики о признании иска, а также положения ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Урмарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова», Управлению образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) удовлетворить.
Обязать МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики и Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики осуществить физическую охрану объектов (территории) МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики путем заключения договора по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. после 21 января 2022 г. через Урмарский районный суд.
Мотивированное решение составлено 21 января 2022 г.
Судья В.И. Павлов