Дело № 2-206/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 25.04.2024
Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой, с участием прокурора Лукьяновой О.Ш., при секретаре Бершауэр Л.Д., помощнике судьи Никитенко В.В., рассмотрев с использованием аудиопротоколирования в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Называевского межрайонного прокурора к Муниципальному образовательному учреждению «Налимовская средняя общеобразовательная школа» об обязании провести обследование объектов МБОУ «Налимовская СОШ» и предоставляемых образовательных услуг, составить и утвердить руководителем образовательной организации паспорт доступности для инвалидов объектов МБОУ «Налимовская СОШ» и предоставляемых образовательных услуг, в срок до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов, по результатам которой в указанной сфере законодательства выявлены следующие нарушения в деятельности МБОУ «Налимовская СОШ: до настоящего времени в МБОУ «Налимовская СОШ» не проведено обследование объектов МБОУ «Налимовская СОШ» и предоставляемых образовательных услуг, не составлен и не утвержден руководителем образовательной организации паспорт доступности для инвалидов объектов МБОУ «Налимовская СОШ» и предоставляемых образовательных услуг. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной Комитетом по образованию Называевского района в образовательных организациях, расположенных на территориях сельских поселений Называевского муниципального района, паспорта доступности для инвалидов отсутствуют. В настоящее время денежные средства для их оформления в планах финансовой деятельности образовательных организации не предусмотрены.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Налимовская СОШ» в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил рассмотреть дела без его участия.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Называевского района в судебное заседание так же не явился, о дате рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Заслушав заключение прокурора, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и законными по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам возможностью вести независимый образ жизни всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участник принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а так же к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности школы.
В п. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей от 20.11.1989, ратифицированной постановлением Верховного совета ССР от 13.06.1190 № 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах ребенка», указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 24.1 1.1995 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу п.п. ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе законодательного обеспечения прав ребенка.
Согласно пунктам 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что Паспорт доступности содержит следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 1 1 настоящего Порядка;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.п. 9, 10 Порядка для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.
В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.
На основании п. 14 Порядка Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.
Согласно информации от 20.03.2024 № 115, предоставленной Комитетом по образованию Называевского района в образовательных организациях, расположенных на территориях сельских поселений Называевского муниципального района, паспорта доступности для инвалидов отсутствуют. В настоящее время денежные средства для их оформления в планах финансовой деятельности образовательных организации не предусмотрены (л.д. 7).
При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает разумным срок, указанный в иске, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: в частности для физических лиц - 300 рублей. С учетом того, что иск направлен также и в интересах неопределенного круга лиц, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░: <░░░░░> ░░░/░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░»░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.05.2024
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░