РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД 43RS0013-01-2023-000642-13
25 января 2024 года г. Зуевка Кировской области
Зуевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Ляминой М.В.,
при секретаре судебного заседания Назаровой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Зуевского района Кировской области Микрюковой Ю.К., истцов Горбачевской О.Н., Горбачевской Т.Н., представителя ответчика администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области Анисимовой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54/2024 (2-392/2023) по исковому заявлению прокурора Зуевского района Кировской области в интересах Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты> к администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области о возложении обязанности по проведению обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного жилого дома специализированной организацией,
установил:
Прокурор Зуевского района Кировской области в интересах Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области о возложении обязанности по проведению специализированной организацией обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> целью признания его аварийным. В обоснование иска указал, что заключением межведомственной комиссии от 07.02.2014 №2 <адрес> трехквартирном жилом доме по вышеуказанному адресу была признана непригодной для постоянного проживания в связи с физическим износом, вместе с тем вывод об аварийности дома не сделан, в том числе по причине отсутствия заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций дома. Все квартиры жилого дома по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности. Администрация Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области в силу своих полномочий в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана осуществлять контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Кроме того, проживание семьи Горбачевских в аварийном доме представляет опасность для их жизни и здоровья, нарушает конституционные и жилищные права данной семьи. На представление прокурора об устранении нарушений прав жильцов действенных мер предпринято не было, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах нанимателей квартир №, <данные изъяты> Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты> соответственно.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зуевского района Кировской области Микрюкова Ю.К. на удовлетворении иска настаивала. Суду пояснила, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, собственником жилья необходимо представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, а затем уже комиссия должна приступить к рассмотрению заявления, проведению оценки соответствия помещения установленным требованиям. В нарушение данного требования администрацией Косинского сельского поселения обязанность по проведению обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного жилого дома, квартиры в котором являются муниципальными, специализированной организацией не исполнена.
Истец Горбачевская Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что дом находится в непригодном для проживания состоянии, отсутствие обследования дома специализированной организацией на предмет его аварийности и установления данного факта, препятствует дальнейшему включению их дома в адресную программу переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда. О том, что их дом в программу переселения не включен, им стало известно лишь в июле 2023 года, не смотря на то, что еще в 2014 году одна из квартир была признана непригодной для проживания, тем не менее сам дом аварийным признан не был.
Истец Горбачевская О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, также отметила, что в доме проживать невозможно, он промерзает, печное отопление не справляется, иное муниципальное жилье, которое предлагает администрация Косинского сельского поселения, также расположено в старых домах 50-х годов застройки.
Истец Горбачевская Г.И. о дне слушания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Анисимова Е.К., действующая на основании решения Косинской сельской Думы №72/21 от 26.05.2021 «Об избрании главы Косинского сельского поселения» в судебном заседании пояснила, что обследование жилого дома по адресу: <адрес> межведомственной комиссией, созданной при администрации поселения не проводилось, поскольку в её состав должен входить заведующий сектором по градостроительству и архитектуре администрации района, но данная должность в администрации района вакантна, кроме того, денежные средства, необходимые для заключения муниципального контракта по проведению обследования данного жилого дома специализированной организацией, в бюджете поселения отсутствуют. Считает проведение обследования нецелесообразным, поскольку у администрации имеется свободный муниципальный жилищный фонд, различные варианты истцам неоднократно предлагались, но они от них отказались.
Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и одним из процессуальных прав стороны.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора, явившихся истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения от 28.01.2006 № 47).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения от 28.01.2006 № 47).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным согласно пункту 45 Положения заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в названном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Как следует из материалов дела, жилые помещения №, <данные изъяты> <адрес> находятся в муниципальной собственности (копия выписки из реестра муниципальной собственности от 21.12.2023 № 596-01-14-2). Вышеуказанные жилые помещения по договорам социального найма жилого помещения от 04.06.2018 переданы в бессрочное владение и пользование Горбачевской Т.Н. <данные изъяты> Горбачевской Г.И. (<адрес>) и Горбачевской О.Н. (<адрес>).
Вместе с тем 07.02.2014 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области, по заявлению жильца, ранее проживавшего в <адрес> было произведено обследование данного жилого помещения. В ходе обследования установлено, что печь требует ремонта, оконные деревянные рамы подлежат замене, стены бревенчатые, имеют выпуклости, т.к. бревна сгнили, на момент осмотра стены в комнатах промерзли, половые балки (лаги) в холодном пристрое и в квартире сгнили, пол местами провалился, электропроводка открытая, требует ремонта. По результатам обследования межведомственной комиссией принято заключение о том, что <адрес> жилом <адрес> находится в недопустимом для постоянного проживания состоянии и не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровью проживающих в ней граждан, не соответствует требованиям раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Документы, подтверждающие проведение обследований на предмет аварийности оставшихся двух жилых помещений № и № материалы рассматриваемого дела не содержат, сторонами не представлены.
Согласно пункту 6 статьи 8 Устава муниципального образования Косинское сельское поселение Зуевского района Кировской области, принятого решением Косинской поселковой Думы Зуевского района Кировской области от 28.01.2023 №5/33 к вопросам местного значения в том числе относится обеспечение проживающих в поселении граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области администрация поселения – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 8 Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области.
Оценив предоставленные доказательства в совокупности с приведенными правовыми нормами, исходя из того, что администрация Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области в силу возложенных на неё обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, учитывая, что администрация поселения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязана осуществлять своевременное принятие решений о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований и возложении на ответчика обязанности по проведению обследования элементов ограждающих и несущих конструкций находящегося в муниципальной собственности многоквартирного жилого <адрес> специализированной организацией.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств в бюджете поселения, а также отсутствие специалиста отдела градостроительства и архитектуры администрации Зуевского района межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, судом отклоняются, поскольку в соответствии с Положением рассмотрение вопросов о признании дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, и предоставление собственником дома заключения специализированной организации является обязательным при рассмотрении данной комиссией вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от их финансово-экономических возможностей, наличие в настоящее время вакантной должности одного из специалистов, входящих в состав межведомственной комиссии, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрацию Косинского сельского поселения от уплаты госпошлины освободить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Зуевского района Кировской области в интересах в интересах Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты>, Горбачевской <данные изъяты> к администрации Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Косинского сельского поселения Зуевского района Кировской области провести обследование элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного жилого <адрес> специализированной организацией.
Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Зуевский районный суд Кировской области.
Судья М.В. Лямина