Дело № 5-104 /2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
01 июля 2024 года г.Мирный РС(Я)
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Григорьева С.А., с участием представителя должностного лица ОМВД России по Мирнинскому району Евмушковой В.Ю., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Низа В.В. и его представителя Токарева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Низа ВВ в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
24.06.2024 г. начальником отдела по вопросам миграции (далее – ОВМ) ОМВД России по Мирнинскому району Пальчиковой О.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Низа ВВ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Определением начальника отдела по вопросам миграции (далее – ОВМ) ОМВД России по Мирнинскому району Пальчиковой О.А. от 24.06.2024 г. протокол об административном правонарушении с приложенными материалами передан в Мирнинский районный суд по подсудности для рассмотрения по существу.
26.06.2024 г. указанный протокол с приложенными материалами поступил в Мирнинский районный суд.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании предоставленные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.3 данной статьи не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В ст.2.4 КоАП РФ закреплены общие принципы административной ответственности должностных лиц, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, 24.05.2024 г. в ходе мониторинга информационных учетов МВД России на предмет соблюдения работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации было установлено, что индивидуальный предприниматель Низа ВВ (ОГРНИП 304143310400042, ИНН 143300446103), проживающий по адресу: <адрес>, <дата> заключил договор на выполнение возмездного оказания услуг с гражданином Республики Азербайджан Гусейновым "А", <данные изъяты> осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента серии №, выданного МВД по Республике Саха (Якутия) 20.03.2024 г., по профессии - <данные изъяты>.
Согласно договору возмездного оказания услуг от <дата> гражданин "А" оказывал услугу по погрузочно-разгрузочным работам заказчику услуг - индивидуальному предпринимателю Низа ВВ договор скреплен подписями заказчиком услуг и исполнителем, который расторгнут <дата> Однако, уведомление о прекращении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) поступило в адрес отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мирнинскому району вместе с сопроводительным письмом 24.05.2024 г. исх.39-ОП.
В соответствии с пп.3 п.5 ст.32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.5 ч.4 ст.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.23.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного приказом МВД России от <дата> №, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Низа ВВ на основании распоряжения начальника ОМВД России по Мирнинскому району Доготаря С.П. от <дата> № о проведении внеплановой документарной проверки в период с <дата> по <дата>, по результатам которой <дата> составлен акт проверки №.
В ходе проведенной документарной проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Низа ВВ (ОГРНИП №, ИНН 143300446103) <дата> расторгнул договор на выполнение возмездного оказания услуг с гражданином Республики Азербайджан "А", <дата> г.р., предоставил уведомление о заключении договора с нарушением установленного срока (порядка) предоставления уведомлений о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами. Уведомление о расторжении договора на выполнение возмездного оказания услуг подано в ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району 24.05.2024 года.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ч.8 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 30.07.2020 г. №536 утвержден порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение №9).
В соответствии с ч.3 ст.18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Следовательно, ИП Низа В.В. нарушены положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившиеся в неуведомлении территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданине - трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, за что предусмотрена по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Таким образом, проведенная внеплановая документарная проверка показала, что сведения о расторжении гражданско-правового договора <дата> с гражданином Республики Азербайджан "А", <дата> г.р., своевременно (т.е. в 3-х дневный срок в ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району не направлены).
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. С данным протоколом ИП Низа В.В. ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеется соответствующая подпись.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №.358/2024 г., иными доказательствами.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
В суде лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Низа В.В. пояснил, что в январе 2024 г. поставил гр. "А" на миграционный учет по адресу: <адрес>. После оформления патента, <дата> заключил с ним договор возмездного оказания услуг для оказания услуг по разгрузочно-погрузочным работам. Он не знал о том, что необходимо подать в ОВМ ОМВД России по Республике Саха (Якутия) в три рабочих дня уведомление о заключении или расторжении договора. В связи с тем, что всеми делами по трудоустройству гр.Гусейнова Р.Г.о. занимались его дочь и юрист Токарев С.Л., он доверил оформление им.
Его защитник Токарев С.Л. считает, что индивидуальный предприниматель Низа В.В. ранее не привлекался к административной ответственности, ответственность должна быть минимальная. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности как должностные лица.
Действия ИП Низа В.В., имевшего возможность для соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации, но не принявшего для этого все зависящие от него меры, квалифицированы по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и миграционного законодательства.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях привлекаемого лица – индивидуального предпринимателя Низа В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, выразившиеся в неуведомлении территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданине - трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В примечании к ст.18.1 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
При назначении наказания суд в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитывает конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения и оценивает их в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В качестве смягчающих вину обстоятельств суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, а также то обстоятельство, что после информации ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району он сразу подал документы в данную службу.
Оснований для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности ввиду малозначительности выявленного правонарушения не имеется.
Санкция ч.3 ст.18.15 КоАП РФ предусматривает наказание на юридических лиц – на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Таким образом, с учетом общих правил назначения наказания, характера совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в размере, установленном санкцией ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать индивидуального предпринимателя Низа ВВ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Республике Саха (Якутия) (МВД по Республике Саха (Якутия))
Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) –
БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Саха (Якутия) г. Якутск
БИК 019805001
ИНН 1435054074
КПП 143501001
КОРСЧЕТ 40102810345370000085
административное правонарушение: КБК 18811601181019000140
код ОКТМО 98631101
УИП 18891149990056345522
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Мирнинского районного суда С. А. Григорьева