Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 26 июня 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-1184/2024 по административному исковому заявлению Серова М.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о пересмотре и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8431 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 924 208 рублей 95 коп., согласно отчета об оценке № 60056 от 16.03.2024 оценщика ООО «Современные технологии оценки» Гурьянова Д.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимого имущества и плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровый стоимости объекта. Согласно отчета об оценки рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2022 определена в размере 3 924 208 рублей 95 коп. Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, как собственника земельного участка, поскольку влечет неправомерное увеличение налоговых платежей.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Отрадный, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В письменном отзыве с учетом дополнительных пояснений административный ответчик ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость объекта, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок. Вместе с тем, необходимо учитывать, что несовпадение кадастровой (8 287 925,93 рублей) и рыночной стоимости (3 924 208, 95 рублей) может быть вызвано расхождением в методике проведения оценки стоимости одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты определения стоимости объекта недвижимости считаются достоверными, поскольку они законно получены, либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке проведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 8431 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной деятельности.
Актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» № АОКС-63/2023/000075 от 21.03.2023 по состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена в размере 8 287 925 рублей 93 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 25.03.2023.
Административный истец, будучи собственником указанного объекта, является плательщиком налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 21.03.2024 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 60056 от 16.03.2024 оценщика Гурьянова Д.А. независимой оценочной компании ООО «Современные технологии оценки» об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 924 208 рублей.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе заинтересованного лица администрации г.о. Отрадный Самарской области, а также в связи с возникшими сомнениями судом с целью проверки отчета об оценки и определения рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка назначена судебная экспертиза определением суда от 16.04.2024, производство которой поручено ООО «Центр оценки и права «Визит».
Заключением эксперта № 180/05-2024-Э от 24.05.2024 ООО «Центр оценки и права «Визит» установлено:
- отчет об оценке № 60056 от 16.03.2024, выполненный ООО «Современные технологии оценки» оценщиком Гурьяновым Д.А., содержит нарушения федеральных стандартов оценки в части отсутствия сведений о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона 135 «Об оценочной деятельности» (нарушение ст. 11 « 135-ФЗ, п. 7.7 ФСО VI). Наличие данного нарушения не оказывают влияния на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в отчете об оценке № 60056 от 16.03.2024, выполненным ООО «Современные технологии оценки» оценщиком Гурьяновым Д.А.,
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, определенная в отчете об оценке № 60056, выполненного ООО «Современные технологии оценки» оценщиком Гурьяновым Д.А., находится в диапазоне рыночных цен сегмента рынка, к которому относится объект недвижимости.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке № 60056 от 16.03.2024 выводы оценщика Гурьянова Д.А. оценочной организации ООО «Современные технологии оценки» с учетом заключения № 180/05-2024-Э от 24.05.2024 эксперта ООО «Центр оценки и права «Визит» являются обоснованными, не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объекта недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, по результатам судебной экспертизы недостоверность выводов оценщика не установлена, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 21.03.2024, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Серова М.С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 924 208 рублей 95 коп..
Датой подачи заявления в суд считать 21.03.2024.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024.
Судья И.А. Щетинкина