Дело № 2-2478/2024
УИД61RS0003-01-2024-003223-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Коховой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2478/2024 по иску Гребенникова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гребенников А.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы, имеющим право на льготы, предусмотренные для граждан, принимавшим в № годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и ставших инвалидами.
ДД.ММ.ГГГГ Гребенников А.Ю. обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Сообщением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Гребенников А.Ю. не согласен с данным решением по следующим основаниям.
Военная травма получена Гребенниковым А.Ю. при радиационном облучении во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при назначении страховой пенсии по старости следует руководствоваться статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливающей необходимый страховой стаж для назначении страховой пенсии в 15 лет, а не ст. 32 этого же закона.
Согласно ст. 28.1 и ст. 30. Федерального закона «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на снижение пенсионного возраста по старости при установлении страховой пенсии по старости на 10 лет.
Также статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст выхода на страховую пенсию для мужчин на 31 декабря 2018г. установлен в 60 лет. Для назначения пенсии требуется трудовой стаж 15 лет.
Поскольку на инвалидов-чернобыльцев повышение пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ не распространяется, в законе предусмотрено, что статья 8 Федерального закона № 400-ФЗ должна быть использована в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, где возраст выхода на пенсию по старости указан в 60 лет.
По мнению истца, ответчик не учел тот факт у истца есть право на снижение пенсионного возраста на 10 лет, как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС согласно Федеральному закону от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Также он неверно определил величину страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии. Согласно ст. 8 закона № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии по старости достаточно 15 лет страхового стажа.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ОСФР по Ростовской области установить ему страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Сапрыкин Г.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, извещен о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Дело в отсутствие истца, ответчика рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.3 ФЗ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 19.01.2021г. № 1-О, осуществляя предоставленные ему полномочия в сфере пенсионного обеспечения, законодатель урегулировал отношения, связанные с реализацией права граждан на получение пенсии, установив при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В то же время отдельным категориям граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, предоставил - в порядке исключения из общего правила - право на одновременное получение двух пенсий (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 2 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", части вторая - четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").
Данное право непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено и представляет собой социальную льготу. При установлении круга лиц, на которых она распространяется, а также условий ее предоставления федеральный законодатель в ряде случаев использует особый правовой механизм приравнивания одной категории граждан к другой, уже обладающей в силу закона правом на получение данной социальной льготы. Применение такого правового механизма само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, в том числе с принципами равенства и справедливости, при условии, что основанием для подобного приравнивания служит действительное сходство фактического положения (обстоятельств) граждан, формально принадлежащих к различным категориям, которое обусловливает необходимость распространения отдельных элементов правового статуса основной категории граждан на приравниваемых к ним субъектов.
К числу лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, относятся, в частности, граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от радиационного воздействия.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения указанного вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение этого вреда, и гражданами. Возложение на государство соответствующих обязанностей тем более оправданно по отношению к лицам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), т.е. действовавшим в публичных интересах в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, непосредственно подвергаясь воздействию радиации, превышающему допустимые для здоровья человека уровни (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и др.).
Для таких граждан, у которых в связи с причинением вреда их здоровью в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития, федеральный законодатель предусмотрел особое (льготное) пенсионное обеспечение, которое - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда, причиненного здоровью указанных лиц, - в определенной степени носит компенсаторный характер и нацелено на поддержание надлежащего уровня их материального благосостояния.
В частности, на установление льготного порядка пенсионного обеспечения граждан из числа участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности) направлен абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающий назначение пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Нормы, определяющие правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы, содержатся в нескольких законодательных актах, в том числе в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральном законе "О страховых пенсиях".
Так, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В свою очередь, Федеральный закон "О страховых пенсиях", закрепляя в пункте 3 части 1 статьи 32 условия назначения страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, устанавливает для данных лиц льготный порядок реализации права на пенсионное обеспечение, предполагающий назначение им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30).Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 395-О и от 26 марта 2019 года N 689-О).
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий -по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Аналогичной позиции придерживается и Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в пункте 15 постановления от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" прямо указал, что пунктом 2 статьи 29 названного Закона инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который в действовавшей на тот момент редакции предусматривал, что таким лицам может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гребенников А.Ю. был призван на спецсборы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, что подтверждается выпиской их военного билета №
Согласно справке ВТЭК МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ Гребенникову А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности бессрочно с причиной инвалидности - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.
С момента установления группы инвалидности Гребенникову А.Ю. назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании п.3 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».
В настоящее время выплата государственной пенсии по инвалидности группы вследствие военной травмы производится истцу в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Гребенников А.Ю. обратился в ОПФР по Ростовской области № с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы.
Решением ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. № отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением пенсионного возраста гражданина.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Гребенникова А.Ю. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о досрочном назначении пенсии – оставлены без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ Гребенников А.Ю. обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Сообщением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Заявителю на дату обращения продолжительность документально подтвержденного страхового стажа составила 16 лет 10 месяцев 17 дней, с учетом Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ № год 10 месяцев 2 дня, право подачи заявления на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" наступает ДД.ММ.ГГГГ., то есть за месяц до даты возникновения права (при достижении возраста 64 года на страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Норма ч.4 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждане подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской возможности гражданам суммирования льгот по уменьшению возраста выхода на пенсии старости не предусматривает.
Подпунктом 4 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание на то, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стаже понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Так, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, том числе периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и периоды пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного производством, или профессионального заболевания.
В пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общи трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, том числе, период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Таким образом, период нахождения истца на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, включению в страховой стаж не подлежит, так как данное увечье не является трудовым и не связано с профессиональны заболеванием, а поскольку страховой стаж истца, на момент подачи им названного заявления составляет 21 год 10 месяцев 23 дня, что менее требуемого стажа - 25 лет истец права на назначение досрочной страховой пенсии по старости не приобрел.
Проанализировав представленные сторонами доказательства и исходя из приведенных выше правовых норм, суд считает, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». В то же время, истец такого права не имеет, поскольку в данном случае назначение второй страховой пенсии на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ может быть осуществлено при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Кроме того, для получения второй пенсии по ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ истцу вне зависимости от возраста необходимо наличие страхового стажа не менее 25 лет, в ином случае истец имеет право на получение пенсии по одному основанию, то есть, по своему выбору может перейти с пенсии по инвалидности на пенсию по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ, поскольку льготное пенсионное обеспечение и получение одновременно двух пенсий данной категорией граждан законодатель в пределах своих полномочий в приведенных выше нормативных актах связывает именно с наличием определённых условий, одно из которых - страховой стаж не менее 25 лет.
Таким образом, правовых оснований для включения периода пребывания на инвалидности в страховой стаж истца у суда не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гребенникова А.Ю. (паспорт гражданина РФ №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494) о назначении страховой пенсии по старости-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2024 года.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.