Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9098/2022 от 25.07.2022

Судья: Смолова Е.К. гр.дело №33-9098/2022

(дело №2-1337/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2022 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пинчук С.В.,

судей Куршевой Н.Г., Хаировой А.Х.,

при помощнике Садовниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №33-9098/2022 по апелляционной жалобе Шумаков В.В. на решение Советского районного суда г. Самары от 06.06.2022, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Шумаков В.В. к ООО «Экостройресурс» о приведении договора по оказанию коммунальных услуг по обращению с ТКО в соответствие с требованиями действующего законодательства - отказать в полном объеме.»,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Куршевой Н.Г., пояснения истца Шумакова В.В., представителя ответчика Фишмейстер Ю.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела

УСТАНОВИЛА:

Шумаков В.В. обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс» о привидении договора по оказанию коммунальных услуг по обращению с ТКО в соответствие с требованиями действующего законодательства, в обоснование заявленных требований указав, что проживает в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>. Ответчик оказывает жильцам указанного жилого дома коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, качество которой не соответствует нормам действующего законодательства и санитарно-эпидемиологическим требованиям, что выражается в отсутствии контейнерных площадок для сбора ТКО, соответствующих установленных требованиям, и неприменения децентрализованного способа сбора ТКО. Расстояние от истца до контейнерной площадки составляет 570 м, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21. В применении децентрализованного способа сбора ТКО Шумакову В.В. было отказано со ссылкой на наличие специально оборудованных контейнеров. Таким образом, истец полагает, что ООО «Экостройресурс» осуществляет сбор ТКО в соответствии с реестром мест сбора ТКО, только в рамках существующих площадок, и самовольно без согласования собственников включает в реестр дополнительные источники образования ТКО. Контейнерная площадка по адресу <адрес> самостоятельно внесена ответчиком в договор, без согласования с жильцами и вопреки требованиям СанПиН. С учетом изложенного истец полагает, что в отношении него нарушена схема создания контейнерной площадки и ведение реестра контейнерных площадок, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований Шумаков В.В. просил суд:

- исключить контейнерную площадку по адресу <адрес>, как не имеющую отношения к Истцу, как источнику образования ТКО, внесенного в территориальную схему обращения и не указанного в реестре контейнерных площадок адреса Истца, для совместного пользования контейнерной площадкой;

- обязать ответчика организовать децентрализованный способ сбора ТКО в границах улиц: <адрес>

- обязать ответчика привести договор от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства и внести следующие изменения: П.1.3 договора от 01.12.2019г. изложить в соответствии с пунктом 3 типового договора в Правилах №1156: способ складирования ТКО - в пакеты или другие емкости (указать какие), предоставленные РО (мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указать такие), предоставленные РО, - указать нужное) в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов - указать нужное); - П.1.4 договора от 01.12.2019г. изложить в следующей редакции: Потребитель накапливает ТКО в расчетных объемах в соответствии со способом складирования ТКО - в пакеты или другие емкости (указать какие), предоставленные РО (мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указать какие), предоставленные РО, - указать нужное) в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов - указать нужное); - Внести изменения в Главу 10. Приложение .Приложение (лист 1) к договору на оказание услуг по обращению с ТКО. Информация по предмету договора. I. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.

- обязать ответчика в случае установки контейнерной площадки внести изменения в договор истца от 01.12.2019г. по способу складирования ТКО, с выполнением требований по соответствию контейнерной площадки Территориальной схеме обращения с ТКО, с учетом источника образования ТКО, внесенного в территориальную схему обращения с ТКО с соблюдением П.4; П.6. СанПиН 2.1.3684-21;

- обязать ответчика не вносить в договор Истца от 01.12.2019г. контейнерную площадку, без внесения изменений в территориальную схему обращения с ТКО и в реестр контейнерных площадок, если контейнерная площадка не содержит адрес Истца, в списке для совместного пользования контейнерной площадкой;

- обязать ответчика выполнять требования закона и не вносить в договор истца от 01.12.2019г. любую ближайшую контейнерную площадку;

- обязать ответчика организовать работы с органами местного самоуправления по внесению уточнений в территориальную схему обращения с ТКО в соответствии с П.17. Правил № 1039; Раздел 11. Территориальной схемы обращения с ТКО СО; П. 9. и П. 13(1) Правил №1156; П.3.2.3. предоставленного договора от 01.12.2019 г.;

- определить, что на истце нет обязанности по созданию мест сбора ТКО, в связи с чем на него не возложена обязанность по обращению в органы местного самоуправления с письменной заявкой по созданию места сбора ТКО, в части мест сбора ТКО;

- запретить ответчику считать коммунальную услугу, не соответствующую требованиям Правил №354 П.148 а) и П.148, а именно требованиям действующего законодательства выполненной надлежащим образом и с хорошим качеством.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С постановленным решением не согласился истец, принес апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Шумакова В.В. удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

В суде апелляционной инстанции истец Шумаков В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении, дал пояснения, изложенные в жалобе.

Представитель ответчика Фишмейстер Ю.Н. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

В силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Проверив материалы гражданского дела, обоснованность доводов апелляционной жалобы Шумакова В.В., оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит основания для отмены обжалуемого решения суда, в виду следующего.

Согласно абзацу 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 указанной статьи, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шумаков В.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 297,20 кв.м, расположенный по адресу <адрес>.

В соответствии с положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Шумаков В.В. будучи собственником жилого дома несет бремя содержания жилого помещения, в том числе и обязанность оплаты коммунальных платежей, одной из разновидностью которых являются расходы по вызову твердых бытовых отходов.

С 01.01.2019 года ООО «Экостройресурс» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на основании договора, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

01.12.2019 между Шумаковым В.В. и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО -, по условиям которого последний принял на себя обязательства принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение и т.д.

Приложением к договору сторонами согласовано место предоставления ТКО – <адрес>.

08.06.2021 года Шумаков В.В. обратился с заявлением в ООО «Экостройресурс», указав на необходимость организации децентрализованного метода сбора ТКО, так как контейнерные площадки в границах улиц <адрес> и в установленных законом территориальных пределах отсутствуют.

На обращение Шумакова В.В. ООО «ЭкоСтройРесурс» дан ответ о том, что определение децентрализованного метода сбора ТКО возможно в случаях, когда в районе отсутствуют специально оборудованные контейнерные площадки. При этом, <адрес> такими площадками оснащен, размещение дополнительных площадок для сбора ТКО производится на основании заявления собственника жилого помещения с указанием необходимого места расположения площадки. Утверждение мест децентрализованного накопления ТКО производится органами местного самоуправления. По адресу, указанному заявителем, организация сбора ТКО не представляется возможной, в виду наличия площадки по адресу <адрес>.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения, а также учитывая наличие в <адрес> специально оборудованных площадок под сбор ТКО, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шумакова В.В.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.

Как следует из Раздела 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039, для включения сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов в реестр, заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования необходимо обратиться с соответствующей заявкой в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицом, уполномоченным на создание и содержанием мест накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, является орган местного самоуправления.

По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган в течение 10 дней с момента получения заявки принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр (пункт 24 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039).

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» не является уполномоченным лицом по созданию и формированию реестра мест накопления твердых коммунальных отходов. Доказательств обращения в органы местного самоуправления с предложением внесения определенного адреса в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов Шумаковым В.В. в суд первой инстанции и апелляционной инстанции не представлено.

В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности действий ООО «ЭкоСтройРесурс» и ответов на обращения Шумакова В.В., с указанием на отсутствие возможности формирования вышеуказанного реестра и его пополнения.

Несостоятельным по указанным основаниям является и вывод истца о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» самостоятельно без учета мнения собственников вносят новые объекты хранения ТКО в соответствующий реестр, так как совершение указанных действия не входит в полномочия Общества.

В апелляционной жалобе Шумаков В.В. ссылается на отсутствие доказательств расположения контейнерных площадок в <адрес>, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из ответа на обращение от 14.09.2021 года исх. , ближайшими контейнерными площадками к адресу <адрес> являются: <адрес>В (350м), <адрес> (480м), <адрес> (620м), <адрес> (1,1 км).

Наличие указанных площадок согласуется с реестром мест накопления ТКО на территории г.о. Самара.

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

На основании пункта 4 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Из изложенного следует, что действительно контейнерные площадки от жилого дома истца расположены на расстоянии более 100 м, однако, в сравнении с территориальной удаленностью контейнера по адресу <адрес>, имеются наиболее доступные места сбора ТКО, например, по адресу <адрес>, территориальная удаленность до которой составляет 350 м, что в 1,5 раза ближе контейнера, расположенного по <адрес>.

Вместе с тем, судом первой инстанции правильно отмечено, что территориальная удаленность мест сбора ТКО не может достоверно свидетельствовать о ненадлежащем качестве оказания коммунальных услуг по вывозу ТКО.

Отсюда следует, что изменение ранее установленного способа сбора ТКО на децентрализованный способ, подразумевающий сбор отходов в пакеты или другие емкости, не представляется возможным, поскольку в силу положений пункта 11 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>, в <адрес>, в частности на не удаленном расстоянии от жилого дома истца, размещены контейнерные площадки для сбора ТКО, что исключает возможность применения децентрализованного способа.

Возражая против конкретного места сбора ТКО, а именно по адресу <адрес> <адрес>, истцом требований об изменении условий договора либо его расторжения фактически не заявлено, обоснований в подтверждение заявленных требований, носящих характер оспаривания условий договора, в исковом заявлении не приведено.

При этом указание в договоре от ДД.ММ.ГГГГ места сбора ТКО по адресу <адрес> не лишает истца возможности реализовывать свои права в части сброса отходов в иных местах хранения.

Коллегия судей также обращает внимание заявителя, что в ходе апелляционного рассмотрения настоящего гражданского дела ссылки на злоупотребление процессуальными правами в рамках рассмотрения иного гражданского дела и дача указанным обстоятельствам оценки, в качестве довода апелляционной жалобы, является неуместной и не относится к предмету рассматриваемого спора в настоящее время.

В целом доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами, которым судом дана надлежащая оценка, основанная на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.

При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, поскольку апелляционная жалоба Шумакова В.В. не содержит доводов, влекущих его отмену по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 06.06.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шумакова В.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-9098/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шумаков В.В.
Ответчики
ООО Экостройресурс
Другие
Администрация Октябрьского в.г.р. г. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.07.2022[Гр.] Передача дела судье
01.09.2022[Гр.] Судебное заседание
19.09.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее