УИД 10RS0007-01-2022-000090-80
Дело № 12-19/2022
РЕШЕНИЕ
28 марта 2022 года пос. Лоухи
Судья Лоухского районного суда Республики Карелия Поращенко Г.Л.,
при ведении протокола секретарем Васильевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 26 января 2022 года, юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее - ПАО «Россети Северо-Запад») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
С постановлением не согласен представитель ПАО «Россети Северо-Запад» Б., в поданной жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить, указав, что общество осуществляет строительство линии ВЛ-10 кВ. Для строительства ВЛ-10 на основании договора подряда Номер проводились работы по вырубке просеки ИП Р. Общество не могло выполнить требования по укладке порубочных остатков на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений на просеке ВЛ-10, так как её ширина составляет 14 метров. ИП Р. была произведена уборка порубочных остатков в соответствии с Правилами. Общество не должно было делать противопожарную минерализованную полосу, так как не производило заготовку древесины. Просил прекратить дело в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Законный представитель ПАО «Россети Северо-Запад», представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ, на рассмотрение жалобы не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не признавалась обязательной.
Заслушав свидетеля Ш., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление об административном правонарушении не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ХХ.ХХ.ХХ в период особого противопожарного режима, установленного распоряжением Правительства Республики Карелия №442-р-П от 08 июня 2021 года, в ходе осмотра арендованного ПАО «Россети Северо-Запад» лесного участка (договор аренды лесного участка от ХХ.ХХ.ХХ Номер) в квартале хх выдела ... ... участкового лесничества Лоухского лесничества, при проведении планового патрулирования должностным лицом ГКУ РК «Лоухское центральное лесничество», выявлено нарушение подпункта «б» пункта 27 и пунктов 29, 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614, а именно штабеля заготовленной древесины не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной 1,4 метра; вал порубочных остатков находится на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (от 5 до 7 метра).
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ, договором аренды лесного участка Номер от ХХ.ХХ.ХХ (с Приложениями), согласно которого, общество обязано осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением Номер к настоящему договору, заключенному между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ПАО «МРСК Северо-Запада»; актом приема-передачи лесного участка от ХХ.ХХ.ХХ; актом осмотра от ХХ.ХХ.ХХ; актом патрулирования лесов от ХХ.ХХ.ХХ и другими материалами.
В судебном заседании свидетель Ш. пояснил, что является лесничим ... участкового лесничества. ХХ.ХХ.ХХ в ходе планового патрулирования в квартиле хх выдела ... ... участкового лесничества им установлено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614, а именно штабеля заготовленной древесины не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной 1,4 метра, вал порубочных остатков находится на расстоянии менее 10 метров, древесина складирована вне мест, предусмотренных лесной декларацией. В ходе проведения осмотра зафиксирована ширина просеки 16-17 метров. По результатам осмотра лесного участка составлен акт осмотра от ХХ.ХХ.ХХ, проведенный с участием представителя ПАО «Россети Северо-Запад» М., который от подписи в акте отказался. До настоящего времени ПАО «Россети Северо-Запад» не устранило нарушения пожарной безопасности, штабеля деревьев продолжают лежать у края леса. При ширине просеки 16-17 метров юридическое лицо должно было осуществить измельчение порубочных остатков или их незамедлительный вывоз, для исключения возникновения пожара и соблюдения требований Правил по соблюдению пожарной безопасности на лесном участке.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 27 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
В соответствии с пунктом 29 Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункта 45 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
Учитывая приведенные обстоятельства административного дела, подтверждённые перечисленными доказательства, прихожу к выводу о правомерности и обоснованности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах, а также доказательств невозможности своевременного выполнения Правил на арендуемом участке в период особого противопожарного режима, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.
Изложенные в жалобе доводы о том, что ширина просеки 14 метров не позволила выполнить требования Правил; обществом соблюдены все требования Правил; административное правонарушение не является длящимся, являются не состоятельными по следующим основаниям.
Выполнение требований Правил является обязательным, а поэтому укладка порубочных остатков на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, при ширине просеки 14 метров, предполагает измельчение порубочных остатков или их вывоз, чего обществом не было проведено. Отмечаю, что в соответствии с пунктом 45 Правил, при строительстве линий связи обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
Как следует из представленных материалов административного дела, места складирования древесины прилегают к лесополосе, при этом отсутствует минерализованная полоса шириной 1,4 метра, что является безусловным нарушением пункта 29 Правил.
Вопреки утверждению представителя юридического лица, в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», выявленные нарушения Правил являются длящимися в течение всего периода пожароопасного сезона, срок по которым начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также является несостоятельным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах, создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесах в период пожароопасного сезона. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (один год).
Административное наказание обществу назначено в пределах санкции части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.4, 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 26 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - оставить без изменения, жалобу Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья Г.Л. Поращенко