Дело № 2-101/2022
УИД 04RS0016-01-2022-000145-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2022 года с. Мухоршибирь
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., с участием истца Степановой Н.В., при секретаре Плюсниной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Надежды Валентиновны к администрации муниципального образования сельское поселение «Шаралдайское» о признании права собственности в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Степанова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО СП «Шаралдайское» о признании права собственности в силу приобретательной давности. Требования мотивированы следующим. Истец в 2002-2003 г. г. заселилась в квартиру по адресу: <адрес> вместе с мужем и сыном. Указанные квартиры фактически предоставлялись <данные изъяты> который в настоящее время ликвидирован. Муж – ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ оформила право собственности на земельный участок по указанному адресу. Квартирой пользуется по назначению более 18 лет открыто, непрерывно, добросовестно, владеет имуществом как своим собственным. Сын – ФИО6 против признания права собственности истца не возражает. Просит признать право собственности в силу приобретательной давности на квартиру.
В судебном заседании истец Степанова Н.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Просит признать право собственности в силу приобретательной давности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации МО СП «Шаралдайское» Голендухин А.Г. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – ФИО6 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Правовым обоснованием признания права собственности как способа защиты гражданских прав служит положение абз. 2 ст. 12 ГК РФ, в соответствии с которым защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Из п. 1 ст. 131 ГК РФ следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу п. 3 ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В соответствии с п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В соответствии с п. 19 указанного Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 указанного Постановления, давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
По смыслу указанных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117) либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
После введения в действие части третьей ГК РФ (с ДД.ММ.ГГГГ), п. 3 ст. 1151 ГК РФ предусмотрено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Степанова Н.В. является супругой Степанова Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о смерти Степанов Г.С. умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» предоставил ФИО8. на состав семьи: жена – Степанова Н.В., сын – ФИО6 квартиру.
Согласно выписке из книг похозяйственного учета дом по адресу: <адрес> построен в 1980 году. Главой хозяйства с 2002 года числился ФИО9, который владел и пользовался квартирой, надворными постройками и земельным участком до 2006 года. В данной квартире была зарегистрирована и проживала: Степанова Н.В. – жена. С 2006 года и до настоящего времени главой хозяйства числится Степанова Н.В.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 1670 кв.м. по адресу: <адрес>, уч <адрес>, вид разрешенного пользования: для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель Степанова Н.В. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об объекте недвижимости: жилое помещение по адресу: <адрес> отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что после смерти ФИО11 наследники по закону с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, наследство не принимали.
В соответствии с п. 3 ст. 234 ГК РФ исходя из установленных в ходе разбирательства обстоятельств, истец добросовестно, открыто и непрерывно пользуется спорной квартирой с 2002 года, то есть в течение более 18 лет, что по сроку достаточно для удовлетворения иска с учетом п. 4 ст. 234 ГК РФ.
Степанова Н.В. проживает в спорной квартире с 2002 года до настоящего времени, зарегистрирована по адресу: <адрес>, несет бремя ее содержания, принимает меры к сохранности жилого помещения, земельный участок используется по назначению, оформлен в собственность истца.
В течение всего времени владения муниципальное образование какого-либо интереса к данному имуществу, как выморочному либо бесхозяйному, не проявляло, о своих правах не заявляло, и наследников, принявших наследство в установленном законом порядке после смерти ФИО10 не имеется.
Притязаний третьих лиц на спорную квартиру судом не установлено. Из нотариально удостоверенного согласия ФИО6 следует, что он отказывается от включения его в договор передачи в собственность квартиры по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах суд полагает, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, может быть признана принадлежащей истцу на праве собственности в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Надежды Валентиновны к администрации муниципального образования сельское поселение «Шаралдайское» о признании права собственности в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать право собственности Степановой Надежды Валентиновны на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Ч. Санданова