Дело № 2-1738/2023
УИД 59RS0027-01-2023-001579-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Кунгур Пермский край 09 июня 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Оборина Л.Г.,
при секретаре Натаровой Ю.Ф.,
с участием представителя истца Киневой Е.М., доверенность от 28.12.2022,
представителя ответчика Бунаковой К.В., доверенность от 09.01.2023,
представителя третьего лица Файзуллина Р.М., доверенность от 30.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании разработать и согласовать проект, установить границы и режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края и просит с учетом уточненных исковых требований:
обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края:
разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01 июня 2025 года;
направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
установить границы и режим зон санитарной охраны водоисточника д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ зон санитарной охраны на градостроительную документацию в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны, согласно п.п.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июня 2025 года.
В обоснование исковых требований представитель истца указал, что при анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений установлено, что у Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, имеющей на балансе источник питьевого водоснабжения – скважина д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения. Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения является нарушением требований п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Несмотря на требования действующего законодательства, орган местного самоуправления не предпринимал необходимых мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны указанного водоисточника. МУП ЖКХ «Троельжанское» осуществляет деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях из которых следует, что под кадастровым номером 59:24:0820101:401 учтена водопроводная сеть в д. Блины, право собственности на сеть и скважину не зарегистрировано, в муниципальной собственности отсутствует объект скважина. Ответчику необходимо принять меры для признания объекта бесхозяйным и принятия в собственность. Отсутствие необходимых денежных средств не позволит исполнить требования истца в предложенный срок. Просит в случае удовлетворения иска установить срок разработать и согласовать проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, направить проект зоны санитарной охраны в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта, установить границы и режим зон санитарной охраны в срок до 31.12.2025.
Представитель третьего лица МУП «ЖКХ «Троельжанское» исковые требования поддержал.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частями 1 и 2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ст.11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии с пунктами 1-4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.13 Закона Пермской области от 10.02.2000 № 817-122 «О безопасности питьевой воды» разрешение на использование водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его безопасного использования для человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" утверждены "Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок", "Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", "Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации".
Судом установлено.
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края является распорядительным органом местного самоуправления.
Согласно учетной карточки буровой скважины от 07.03.1978 № 129 по адресу д. Блины 500 м южнее жилого сектора 200 м западнее р. Бым правый берег Кунгурского района Пермского края имеется скважина для водоснабжения № 3703 (л.д.74).
На основании постановления администрации г. Кунгура Пермского края от 18.05.2021 № 499-171-01-09 на праве хозяйственного ведения передано недвижимое имущество МУП «ЖКХ «Троельжанское», а именно: водопроводная сеть д. Блины, протяженностью 188 м (л.д.14-23, 37-42, 63-64).
Право собственности на указанные объекты не зарегистрировано, водопроводной сети присвоен кадастровый номер 59:24:0820101:401, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.43-49).
МУП «ЖКХ «Троельжанское» осуществляет водоснабжение населения из скважины № 3703 по водопроводным сетям, находящимся в хозяйственном ведении, скважина на кадастровый учет не поставлена, разведочно-эксплуатационный паспорт на скважину отсутствует, что следует из объяснений представителя третьего лица и отзыва на исковое заявление, не оспаривается ответчиком (л.д.62).
В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу требований п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, деятельность органов местного самоуправления имеет основополагающее значение в организации надлежащего водоснабжения населения. В силу указанных норм закона организация водоснабжения населения относится к полномочиям ответчика.
Вместе с тем из материалов гражданского дела следует, что органом местного самоуправления не соблюдены требования законодательства в создании проекта зоны санитарной охраны скважины, не установлены границы и режим зон санитарной охраны водоисточника в д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиями.
При анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений установлено, что у Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, которая эксплуатирует источник питьевого водоснабжения – скважина д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения отсутствует (л.д.24-25).
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения закреплен ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возложены на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27 Водного кодекса Российской Федерации и ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования. Земельные участки, расположенные в первом и втором поясе утвержденных зон, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (подп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации). Перечисленные полномочия по установления границ и режима зон санитарной охраны водоисточников, нанесению этих границ на градостроительную документацию и регулированию оборота земель предоставлены органам исполнительной власти.
Из искового заявления следует, что орган местного самоуправления, в нарушение требований законодательства не принимает меры, направленные на устранение санитарного законодательства, что свидетельствует о нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Соблюдение требований санитарных правил и норм является необходимым условием для обеспечения безопасности здоровья и соблюдения прав лиц, проживающих на территории д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края.
В ходе судебного разбирательства установлено, что несмотря на требования действующего законодательства ответчик не предпринимал необходимых мер по разработке проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения, установлению границ и режима зон санитарной охраны этого водоисточника, нанесению этих границ на градостроительную документацию.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности исполнения возложенной обязанности в срок, предложенный истцом. С учетом характера выявленных нарушений, в целях обеспечения баланса интересов сторон суд считает срок, предложенный истцом для устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до 01.06.2025 года, является обоснованным, разумным и достаточным.
На основании изложенного суд находит требования истца в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании разработать и согласовать проект, установить границы и режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383):
разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01 июня 2025 года;
направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
установить границы и режим зон санитарной охраны водоисточника д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ зон санитарной охраны на градостроительную документацию в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны, согласно п.п.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июня 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Г. Оборин