Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2346/2022 ~ М-2104/2022 от 10.11.2022

Дело №2-2346/2022

18RS0009-01-2022-004084-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Шаркан                                                                          19 декабря 2022 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,

при секретаре Перевозчиковой И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карсашурская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности привести покрытие подходов и дорожек на территории учреждения в соответствие с требованиями законодательства,

у с т а н о в и л:

прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карсашурская основная общеобразовательная школа» (далее – ответчик, МБОУ «Карсашурская ООШ», учреждение) о возложении обязанности привести покрытие подходов и дорожек на территории учреждения по адресу: <*****>, соответствие с требованиями законодательства. Требования обоснованы следующим.

Прокуратурой Шарканского района в ходе реализации надзорных полномочий в деятельности МБОУ «Карсашурская ООШ» выявлены нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) гарантируют право детей на жизнь, здоровье и устанавливают ответственность образовательной организации за нарушение данного права.

Согласно части 4 статьи 41 Закона №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с положениями статьи 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

В соответствии с п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

<дата> в ходе реализации надзорных полномочий прокуратурой района осуществлен осмотр дорожного полотна на территории МБОУ «Карсашурская ООШ» (здание детского сада), в результате которого выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований федерального законодательства:

- при входе на территорию образовательного учреждения покрытие подходов и пешеходных дорожек, ведущих к входной группе здания учреждения, имеет дефекты в виде неровностей и выбоин.

С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района <дата> в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу на представление прокурора №*** от <дата> требования прокурора по устранению выявленных нарушений признаны обоснованными, но, вместе с тем, фактически не исполнены.

Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено тем, что ненадлежащее состояние покрытия подходов и дорожек на территории МБОУ «Карсашурская ООШ» могут повлечь негативные последствия в виде причинения вреда здоровью учащихся, сотрудников учреждения и иных граждан, влечет существенное снижение уровня безопасности нахождения граждан на территории учреждения.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор с учетом уточнения, просил обязать ответчика в срок до <дата> привести в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения по адресу: <*****> путем устранения дефектов в покрытии подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа на территорию учреждения к входным группам здания образовательного учреждения.

В судебном заседании прокурор Леконцева И.А. поддержал исковые требования, с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика МБОУ «Карсашурская ООШ» и третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Шарканский район УР» в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Представитель ответчика МБОУ «Карсашурская ООШ» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав прокурора, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно статье 3 Федерального закона "Об образовании Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012, является приоритет жизни и здоровья человека.

В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

МБОУ «Карсашурская ООШ» согласно Уставу, является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, установленных законодательством и Уставом, основными видами деятельности которого указана образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального, основного образования (л.д. 24-30).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – Санитарные правила).

Настоящие санитарно-эпидемиологические требования направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (п. п. 1.1 СанПиН 2.4.1.3648-20).

Согласно пункту 2.2.4 Санитарных правил, покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

В судебном заседании установлено, что <дата> прокуратурой Шарканского района УР проведена проверка МБОУ «Карсашурская ООШ» законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

По результатам проверки выявлено несоблюдение МБОУ «Карсашурская ООШ» в здании детского сада по адресу: <*****> требований санитарного законодательства, а именно: покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения имеет дефекты в виде неровностей и выбоин, которые до настоящего времени не устранены.

По данному факту в адрес ответчика <дата> прокурором Шарканского района УР внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства (л.д. 6).

Из ответа МБОУ «Карсашурская ООШ» на представление прокуратуры следует, что указанные нарушения нашли свое подтверждение, в целях устранения нарушений закона направлена заявка на выделение денежных средств (л.д. 7, 8, 9).

Вместе с тем, доказательств объективно свидетельствующих об устранении нарушений, которые отмечены во внесенном прокурором Шарканского района УР представления, в материалы дела не представлено, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалами дела: рапортом помощника прокурора Шарканского района УР Горбуновой М.В. от <дата> о выявлении в ходе проведения проверки дефектов в виде неровностей и выбоин покрытия дорожек на территории МБОУ «Карсашурская ООШ», с которым директор школы ознакомлена и согласна; фототаблицей помощника прокурора, на которой изображено покрытие подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа здания к входным группам здания детского сада МБОУ «Карсашурская ООШ», имеющего дефекты в виде неровностей и выбоин; представлением прокурора Шарканского района УР от <дата> об устранении нарушений законодательства; ответом на представление прокурора, согласно которому представление признано обоснованным и верным; постановлением прокурора Шарканского района УР от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Карсашурская ООШ» Митюшкиной В.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, воспитания и обучения; постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> о признании директора МБОУ «Карсашурская ООШ» Митюшкиной В.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде предупреждения.

Отсутствие надлежащего финансирования образовательного учреждения не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Учитывая, что образовательное учреждение посещает неограниченное количество лиц – учащихся, их законных представителей, сотрудников образовательного учреждения, а покрытие пешеходных дорожек не соответствует обязательным требованиям п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности указанных лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на ответчика в силу закона возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.

Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение, суд находит его достаточным и разумным.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карсашурская основная общеобразовательная школа» (ИНН 1822004144) о возложении обязанности по приведению покрытия подходов и дорожек в соответствие с требованиями законодательства, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карсашурская основная общеобразовательная школа» в срок до <дата> привести в соответствие с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения по адресу: <*****> путем устранения дефектов в покрытии подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа на территорию учреждения к входным группам здания образовательного учреждения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                              Л.Э.Лопатина

Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2022 года.

2-2346/2022 ~ М-2104/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шарканского района УР
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Карсашурская основная общеобразовательная школа"
Другие
Администарция МО "МО Шарканский район УР"
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Лопатина Лариса Эдуардовна
Дело на странице суда
votkinskiygor--udm.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Подготовка дела (собеседование)
25.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2023Дело оформлено
07.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее