Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3499/2023 ~ М-3097/2023 от 27.10.2023

Дело № 2-3499/2023

89RS0004-01-2023-004301-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой                                                              28 ноября 2023 года

Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,

при секретаре Абишевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа «Земля родная» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа «Земля родная» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная», расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, ул. 26 съезда КПСС, д. 4Г. В ходе проведенной проверки образовательного учреждения установлено следующее: система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) выполнены с применением не пожаростойких проводов; у выхода из столовую, ведущего на улицу, отсутствует ручной пожарный извещатель. По данному факту ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО руководителю образовательного учреждения выдано предписание со сроком исполнения – 1 сентября 2022 года, однако по состоянию на 12 октября 2023 год нарушения не устранены. Прокурор просит возложить обязанности на МАОУ «Средняя школа «Земля родная» устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора города Новый Уренгой Бежин В.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАОУ «Средняя школа «Земля родная» директор Боцян С.Н., против удовлетворения требований прокурора не возражала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила, указала, что в настоящее время разработан проект документации на проведение капитального ремонта школы, пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, безопасность детей организована.

Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципального хозяйства» Сергеева А.Г., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, дополнительно пояснила, в настоящее время проектная документация проходит государственную экспертизу, после чего буду заключены муниципальные контракты

Третьи лица ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, Департамент образования администрации МО г. Новый Уренгой, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа гражданина.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к его сфере деятельности.

Отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане) в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ).

Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны возложены на руководителей организации ст. 37 Закона N 69-ФЗ. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Также в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, действует Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Граждане, в соответствии со ст. 34 Закона «О пожарной безопасности» имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

    Согласно п. 41 ст. 2 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

В соответствии со ст. 16 Закона № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Так, из материалов дела следует, что Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» является общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование - <адрес> (п. 1.8 Устава).

    ДД.ММ.ГГГГ ТОНД по МО <адрес> УНД ГУ МЧС России по ЯНАО проведена внеплановая выездная проверка Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа «Земля родная» исполнения требований пожарной безопасности.

Согласно протоколу осмотра ТОНД по МО <адрес> УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно: в здании школы часть настенных звуковых оповещателей расположены на расстоянии менее 150 мм от потолка до верхней части данных оповещателей, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) выполнены с применением не пожаростойких проводов, система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, ширина эвакуационных выходов актового зала (помещение с массовым пребыванием людей количество посадочных мест 128) составляет менее 1,1 м, ширина лестничных маршей лестничных клеток составляет менее 1,35 м; ширина площадки расположенной в лестничной клетке между 1 2 этажами составляет менее 1,35м; ширина дверей эвакуационных выходов ведущих в лестничные клетки составляет менее 1,2 м; тип заполнения проема и их предел огнестойкости в библиотеке не соответствует противопожарной перегородке 1 типа (EI30); в здании класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 стены наружные с внешней стороны с фасадными системами должны иметь облицовку с применением материалов не ниже класса НГ; у входа из столовой ведущего непосредственно на улицу отсутствует ручной пожарный извещатель.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление муниципального хозяйства» и ООО «УралИнвест» заключен муниципальный контракт [суммы изъяты] на разработку проектной документации объекта капитального ремонта МАОУ «Средняя школа «Земля родная» (благоустройство). Срок выполнения работ с даты заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ между МАОУ «Средняя школа «Земля родная» и индивидуальный предприниматель ФИО5 заключили договор [суммы изъяты].68984 на оказание услуг по проектированию системы пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте муниципальной собственности МАОУ «Средняя школа «Земля родная» (здание школы и бассейна)

Прокуратурой <адрес> проведена проверка Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа «Земля родная» исполнения требований пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено неисполнение МАОУ «Средняя школа «Земля родная» законодательно закрепленной обязанности по обеспечению на вверенном объекте систем противопожарной защиты, в частности: в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты], система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; в нарушение ст. 6, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический, регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) выполнены с применением не пожаростойких проводов; в нарушение ч. 9 ст. 83 Федерального закона [суммы изъяты]-ф3, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 484.1311500.2020 у выхода из столовой, ведущего на улицу, отсутствует ручной пожарный извещатель.

Как установлено положениями п. п. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.12. N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Образовательное учреждение является объектам с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть, относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы противопожарной защиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Таким образом, законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установлению системы противопожарной защиты.

При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении на МАОУ «Средняя школа «Земля родная» обязанности обеспечить систему противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обеспечить оснащение кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с применением пожаростойких проводов; обеспечить входную группу (у выхода из столовой), ведущую на улицу ручным пожарным извещателем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора города Новый Уренгой удовлетворить.

Возложить на Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа «Земля родная» обязанность, в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения требований пожарного законодательства на объекте, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. 26 съезда КПСС, д. 4Г:

-    обеспечить систему противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;

- обеспечить оснащение кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с применением пожаростойких проводов;

- обеспечить входную группу (у выхода из столовой), ведущую на улицу ручным пожарным извещателем.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором - представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                    А.В. Черепанов

Мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2023 года.

2-3499/2023 ~ М-3097/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МАОУ "Средняя школа Земля родная"
Другие
ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО
Департамент образования администрации МО г. Новый уренгой
МКУ "Управление муниципального хозяйства"
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Черепанов Антон Викторович
Дело на сайте суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
11.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее