Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13744/2019 от 18.10.2019

Судья Шельпук О.С. дело № 33а-13744/2019 (2а-3457/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 12 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего    Шилова А.Е.,

    судей                Лазаревой М.А., Житниковой О.В.,

    при ведении протокола помощником судьи Демиховой Л.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Пономарева С.П.- Прасолова Д.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пономарев С.П. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Самарской области о признании ответа незаконным, обязании исключить сведения из информационной базы.

В обоснование заявленных требований указал, что 05.10.2018г. ГУ МВД России по Самарской области в лице ИЦ была выдана справка от 05.10.2018г. № 770264 о том, что в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ ГУ МВД России по Самарской области имеются сведения о его судимости, однако в настоящее время судимость погашена в полном объеме. Он обратился к административному ответчику с заявлением об исключении сведений о судимости, однако его требование удовлетворено не было. Полагает, что ответчик неправомерно хранит и обрабатывает его персональные данные в связи с обстоятельствами осуждения, нарушая его права, в том числе на труд.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пономарев С.П. просил суд признать незаконным отказ ГУ МВД России по Самарской области от 25.04.2019 года № 3/195203624297 об исключении сведений о судимости Пономарева С.П., обязать Информационный центр ГУ МВД России по Самарской области изъять сведения о судимости Пономарева С.П. в соответствии с приговором Новокуйбышевского городского суда Самарской области по <данные изъяты> к штрафу в размере двух минимальных размеров оплаты труда, т.е. 126 500 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Пономареву С.П. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Пономарева С.П.- Прасолов Д.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Пономарев С.П. и его представитель Прасолов Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

    Представитель административного ответчика по доверенности Романченко Е.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что 22.11.1996г. Пономарев С.П. осужден Новокуйбышевским городским судом Самарской области по <данные изъяты> к штрафу в размере двух минимальных размеров оплаты труда, то есть 126 500 рублей. Судимость погашена.

Информация о наличии судимости Пономарева С.П. на территории Российской Федерации содержится в информационной базе данных ГУ МВД России по Самарской области, что подтверждается справкой № 4/9-П-6574.2 от 05.10.20218г.

12.04.2019г. Пономарев С.П. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением об исключении сведений о судимости.

Согласно ответу ГУ МВД РФ по Самарской области № 3/195203624297 от 25.04.2019г., административному истцу отказано в изъятии сведений о нем из информационного ресурса со ссылкой на ст. 17 ФЗ «О полиции». Указано, что данная информация подлежит уничтожению по достижению целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учете Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных (часть 1); внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления (пункт 2 части 3); полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).

Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2005 N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В силу пп. 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по не реабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121 (далее - "Административный регламент").

Статья 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, предусматривая в частях 2, 7 и 8, что формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, предписывает, что такие данные должны обрабатываться и храниться полицией строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4.5 приложения N 1 к "Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Приказом МВД России от 12.02.2014 года N 89дсп, на пофамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы. В соответствии с п. 8.1 того же приложения, одним из учетных документов, используемых для формирования пофамильных учетов, является учетная алфавитная карточка формы 1. В соответствии с п. 15.2.г учетные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.

Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.

Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена помимо прочего требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должность судей, педагогических работников и другими, предусматривающими соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.

Так, Пономарев С.П. не отрицает факт привлечения его к уголовной ответственности в прошлом, в связи с чем хранение в банке данных ИЦ информации на него как о лице, подвергшемся уголовному преследованию, соответствует Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД России от 12.02.2014 N 89дсп; погашение судимости в связи с истечением установленного законом срока не является основанием для исключения сведений о привлечении лица к уголовной ответственности (имевшейся судимости) из информационной базы данных.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого отказа, ГУ МВД России по Самарской области действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав Пономарева С.П. и правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о судимости Пономарева С.П. подлежат исключению из базы данных в силу ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", вследствие достижения цели обработки персональных данных, являются несостоятельными, поскольку положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и Наставления, касающиеся хранения персональных данных, не свидетельствуют о наличии последствий, связанных с судимостью, сам по себе факт хранения данной информации не может расцениваться как несоответствие закону или нарушение прав этого лица.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что хранение оспариваемых сведений в информационном центре препятствует поступлению истца на работу, а также могут повлечь негативные последствия для его супруги и дочери в процессе осуществления ими трудовой деятельности, отклоняются судебной коллегией, поскольку хранение в базе данных каких-либо соответствующих действительности сведений в отношении гражданина по факту привлечения его к уголовной ответственности не может расцениваться как нарушающие права и интересы этого гражданина действия государственного органа, поскольку эти действия совершены в силу и во исполнение требований действующего законодательства. Не могут они расцениваться и как создание незаконных препятствий Пономареву С.П. в реализации своих прав, в частности, при трудоустройстве.

Фактически доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного истца в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пономарева С.П.- Прасолова Д.А. без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-13744/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пономарев С.П.
Ответчики
ГУ МВД России по Самарской области правовой отдел
Другие
Прасолов Д.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.10.2019Передача дела судье
12.11.2019Судебное заседание
13.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее