Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 30 августа 2023 г.
Судья <адрес> городского суда <адрес> Никулин Д.В., с участием представителей юридического лица – ФИО5, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - <данные изъяты>, юридический адрес <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
установил :
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, по обращению ФИО2 проведена внеплановая документарная проверки <данные изъяты>, по адресу <адрес>.
<данные изъяты> является медицинской организацией, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Министерством здравоохранения <адрес>.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)).
При осуществлении медицинской деятельности медицинские организации должны соблюдать лицензионные требования, которые определены п. 5, 6 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации.
К лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности, относится, в том числе:
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
- соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с пп. «а», п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № медицинская помощь организуется и оказывается с соблюдением правил проведения лабораторных, инструментальных и иных видов диагностических исследований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с пп. «б» п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности является соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что должно обеспечивать соблюдение прав граждан в сфере здравоохранения и получение ими качественной медицинской помощи.
Таким образом, соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных и иных видов диагностических исследований, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обязательным требованием предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности (пп. «а», «б» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №).
Соблюдение лицензионных требований гарантирует оказание пациентам <данные изъяты> качественной медицинской помощи.
Несоблюдение лицензионных требований несёт угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенному кругу лиц.
Административное правонарушение выразилось в нарушении лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности <данные изъяты>
Нарушения лицензионных требований <данные изъяты> выражены в следующем:
Нарушения соблюдений правил проведения лабораторных, инструментальных, и иных видов диагностических исследований.
Протокол по результатам ультразвукового исследования (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ (лист 2 «Медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» №Х ФИО3 оформлен с нарушением требований законодательства, а именно, не указаны:
- время проведения исследования,
- номер протокола исследования,
- имя,
- отчество,
- пол (м/ж),
- номер медицинской карты пациента,
- название ультразвуковой диагностической системы,
- тип датчика с указанием его диапазона частот,
- фамилия медицинского работника.
Протоколы проведения рентгенологического исследования органов грудной клетки не соответствуют установленным требованиям законодательства, а именно:
В протоколах проведения рентгенографии органов грудной полости, рентгенконтроля <данные изъяты>:
- пол (м/ж)
- номер медицинской карты пациента,
- причина обращения или диагноз в соответствии с МКБ-10,
- первичное/вторичное исследование,
- краткий анамнез,
- наименование медицинского оборудования, что является
Не соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных и иных видов диагностических исследований свидетельствует о нарушении: пп «а» п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», ст. 79 Федерального закона №323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (Приложение № к правилам проведения рентгенологических исследований), приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 557н "Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований" (Приложение № к правилам проведения ультразвуковых исследований), пп. «а» п.2.2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи.
Не соблюдены требования, предъявляемые к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Внутренний контроль качества медицинской деятельности осуществляется в соответствии с приказом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ДД.ММ.ГГГГ».
Вышеуказанным приказом утверждено Положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в <данные изъяты>».
Функцией Уполномоченного по качеству является «оценка качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок» (п. п. 7.2 Положения).
Приказом главного врача <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой документарной проверки» проведена проверка качества и безопасности оказания медицинской помощи ФИО3 1954 г.р. в <данные изъяты>».
<данные изъяты>» по оказанию медицинской помощи пациентке ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. проведен внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
<данные изъяты>» в Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> представлена копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ по факту оказания медицинской помощи ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ
В протоколе врачебной комиссии отмечено, что выявлены нарушения в ведении медицинской документации на амбулаторном и стационарном этапах ведения пациентки.
Вывод врачебной комиссии:
Комиссия считает, что медицинская помощь оказана в соответствии с порядками и методическими рекомендациями, утвержденными МЗ РФ. Имеются нарушения приказа МЗ РФ №н. в части ведения медицинской документации. Между отмеченными выявленными нарушениями и тяжелым состоянием пациентки причинно-следственная связь отсутствует в связи с тяжестью основного заболевания новой коронавирусной инфекцией и коморбидным фоном пациентки.
Решением комиссии указано зам. главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи и зам. главного врача по медицинской части составить план мероприятий по устранению и недопущения выявленных нарушений в дальнейшем.
Протокол врачебной комиссии оформлен в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
В ходе проведения проверки Территориальным органом Росздравнадзора по <адрес> установлены нарушения при проведении медицинской организацией внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Внутренний контроль (разбор) оказания медицинской помощи ФИО3 проведен с нарушением требований действующего законодательства.
Протокол врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на нарушение ведения первичной медицинской документации на амбулаторном и стационарном этапах оказания медицинской помощи, решением врачебной комиссии указано на необходимость принятия мер (составления плана мероприятий) по устранению и недопущению выявленных нарушений в дальнейшем. В протоколе врачебной комиссии конкретно не указаны выявленные нарушения, врачебной комиссией не проведен анализ оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях по подпунктам Критериев качества.
Таким образом, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проведен с нарушением требований. установленных ст. 90 Федерального закона №323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», глава II п.17 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (п. 2.1-критерии качества в амбулаторных условиях, п. 2.2 –критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара).
Таким образом, при проведении проверки Территориальным органом Росздравнадзора по <адрес> установлен ненадлежащий внутренний контроль за качеством оказания медицинской помощи со стороны ответственных лиц, врачебной комиссии (при наличии приказов о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности), что подтверждается выявлением нарушений, в части выявления несоблюдения требований к оформлению протоколов исследований, проведение внутреннего контроля на амбулаторном и стационарном этапах оказания медицинской помощи поверхностно, без анализа действий врачей (в том числе назначения обследований в приемном отделении, назначении консльтации врача-терапевта при наличии изменений при рентгенологическом обследовании) при оказании медицинской помощи ФИО3 в приемном отделении, на амбулаторном и стационарном этапмах оказания помощи.
К лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности, относится соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (пп. б п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская организация обязана: организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи (ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Ненадлежащее осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на всех уровнях контроля может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни неограниченного круга граждан.
Таким образом, при проведении внеплановой документарной проверки по оказанию медицинской помощи гр. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение при оформлении протоколов исследований, несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что является нарушением «а», «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья.
Пациенты не обладают специальными познаниями в медицинской области и не состоянии оценить качество и полноту оказания им медицинской помощи.
<данные изъяты> и обязано обеспечивать качественную медицинскую помощь.
Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Для создания условий для качественной диагностики медицинской помощи Министерством здравоохранения Российской Федерации были разработаны и утверждены приказы, обязательные для применения на территории Российской Федерации, зарегистрированные в Минюсте РФ.
Таким образом, Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации являются обязательными для исполнения медицинскими организациями федеральной, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Оказание медицинской помощи в <данные изъяты>» осуществляется в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность.
Возможность для соблюдения установленных правил и требований у <данные изъяты>» имелась.
Кроме того, обязательным условием отнесения к грубым нарушениям лицензионных требований является наличие нарушений, которые могут повлечь за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан (ст. 19.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со ст. 19.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определены грубые нарушения. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" - «Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения.
<данные изъяты> выявлены нарушения: пп. «а», «б» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Административное правонарушение, совершенное <данные изъяты> выразилось в грубом нарушении лицензионных требований и условий.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушениями лицензионных требований, в том числе: не соблюдение требований порядков оказания медицинской помощи, не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере осуществления медицинской деятельности, влечет за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан неограниченного круга лиц при оказании некачественных услуг при оказании медицинской помощи.
Представители юридического лица – ФИО5, ФИО6 с нарушениями закона не согласились, пояснив, что протоколы по результатам ультразвукового исследования (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколы проведения рентгенологического исследования органов грудной клетки, соответствуют установленным требованиям законодательства, при их составлении, в протоках на имя ФИО3 заполнены все необходимые графы и поля.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя юридического лица, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Соблюдение порядков оказания медицинской помощи, является обязательным требованием предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности (пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Соблюдение лицензионных требований гарантирует оказание пациентам качественной медицинской помощи. Несоблюдение лицензионных требований может нести угрозу причинения вреда здоровья неопределенному кругу лиц.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" «Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения.
<данные изъяты> нарушены пп. «а,б», п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Допущенные нарушения подтверждаются: Копией Устава <данные изъяты>», выпиской из ЕРЮЛ, обращением ФИО3, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о проведении внеплановой документарной проверки в отношении <данные изъяты>», копиями медицинских документов ФИО3
Оснований не доверять выводам акта проверки, у суда не имеется.
Доводы защитника ФИО5 о том, что в медицинской книжке ФИО3 имеются протоколы по результатам ультразвукового исследования (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы проведения рентгенологического исследования органов грудной клетки, и они соответствуют установленным требованиям законодательства, не свидетельствуют о невиновности юридического лица, поскольку материалами дела установлено, что такие протоколы составлены с нарушением требований законодательства, оснований не доверять выводам, отраженным в акте проверки, у суда не имеется.
Административное правонарушение, совершенное <данные изъяты>», выразилось в грубом нарушении лицензионных требований и условий.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушениями лицензионных требований, в том числе: не соблюдение требований порядков оказания медицинской помощи, не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере осуществления медицинской деятельности, влечет за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан неограниченного круга лиц при оказании некачественных услуг при оказании медицинской помощи.
Действия <данные изъяты> суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, считает назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29. 10 КоАП РФ, суд
постановил:
<данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в вышеуказанный срок судья, вынесший постановление направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. В соответствии с ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, в случае несвоевременной уплаты штрафа, в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, лицо может быть подвергнуто административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, наказание по которой предусматривается в виде штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Судья Д.В. Никулин
копия верна, судья