Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 января 2023 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики И. Панченко Ю.В., при помощнике судьи Оздоевой Х.М., с участием представителя истца Кульневой А.В., ответчика Келигова М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики И. к Келигову М. Х., Бековой Т. М., Келиговой Асе М., Келигову М. М., Келигову А. МухмА.у, Келиговой Б. М. о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики И. Васильченко А.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просил суд признать прекратившим действие договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между прокуратурой Р. и Келиговым М.Х. в отношении квартиры по адресу: Р. И., <адрес>, и выселить ответчика и членов его семьи, в том числе четверых детей из указанного служебного жилья, со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование требований указывал, что, так как договор найма служебного жилого помещения заключен на период трудовых отношений, которые с ответчиком прекращены, после расторжения трудового договора оснований занимать служебное жилое помещение у Келигова М.Х. вместе с членами его семьи не имеется.
В судебном заседании представитель истца Кульнева А.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Ответчик Келигов М.Х. не возражал против удовлетворения исковых требований, вместе с тем ходатайствовал о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ (до окончания учебного года).
Иные ответчики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
При этом, при утверждении о надлежащем извещении ответчиков суд исходит из положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, согласно которым сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Келигов М.Х. проходил службу в должности начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики И.. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ответчиком прекращен.
В период прохождения службы Келигов М.Х. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор найма служебной квартиры, расположенной по адресу: Р. И., <адрес>, общей площадью 115,3 кв. метра, как указано в пункте 2 договора - на период прохождения службы в прокуратуре Республики И..
Согласно пункту 4 договора совместно с нанимателем в жилое помещение также вселены члены его семьи: супруга Бекова Т. М. и дети Келигова А. М., Келигов М. М., Келигов А. МухмА. и Келигова Б. М..
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 3.11 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ №, служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работникам является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Прокурорский работник и проживающие совместно с ним члены его семьи, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ и в пунктах 23 и 24 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны освободить служебное жилое помещение в течение одного месяца после расторжения трудового договора.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в частности, в следующем случае:
- выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании установлено, что Келигов М.Х. после увольнения по настоящее время служебную квартиру не освободил, продолжает проживать в ней вместе с членами семьи. Уведомление о выселении из жилого служебного помещения, направленное в его адрес ДД.ММ.ГГГГ и полученное им ДД.ММ.ГГГГ, согласно заказному уведомлению, им добровольно не исполняется.
Таким образом, учитывая, что у Келигова М.Х., а также у членов его семьи, после его увольнения отпали законные основания для занятия служебной квартиры, а выселение на добровольной основе ими не производится, заключенный в период прохождения Келиговым М.Х. службы договор найма служебного жилого помещения подлежит признанию прекратившим свое действие с выселением из него ответчика с членами его семьи и снятием их с регистрационного учета.
При этом в данном случае обязанность по предоставлению иного жилого помещения ответчикам не возникает, поскольку исключений, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 статьи 103 ЖК РФ, судом не установлено.
Так, суду не представлено доказательств, того, что ответчики относятся к категориям лиц, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, с одновременным состоянием на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Протоколом № Жилищной комиссии прокуратуры Республики И. от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие оснований для признания Келигова М.Х. нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ – то есть до окончания учебного года, поскольку трое из его несовершеннолетних детей являются учащимися ГБОУ «Лицей-детский сад <адрес>», а также указывает на зимний период вынесения решения.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как установлено из представленных ответчиком справок учебного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние дети истца, проживающие с ним совместно в служебном помещении: Келигова А.М, Келигов А.М. и Келигов М.М. являются учащимися ГБОУ «Лицей-детский сад <адрес>».
В такой ситуации, несмотря на предписанную законом обязанность исполнить вступившее в законную силу решение суда в установленный законом срок, суд приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства при разрешении вопроса об отсрочке исполнения решения суда о выселении носят исключительный характер, при этом суд также учитывает, что зимний период времени (с учетом условий климатической зоны) является серьезным препятствием к совершению исполнительных действий.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда в данном случае не нарушает баланс законных интересов взыскателя и должника, период отсрочки (до ДД.ММ.ГГГГ – то есть до конца учебного года) соответствует требованиям разумности.
При таких обстоятельствах, заявленное ходатайство ответчика подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Республики И. к Келигову М. Х., Бековой Т. М., Келиговой Асе М., Келигову М. М., Келигову А. МухмА.у, Келиговой Б. М. о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать прекратившим действие договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между прокуратурой Республики И. и Келиговым М. Х., в отношении квартиры по адресу: Р. И., <адрес>.
Выселить Келигова М. Х., Бекову Т. М., Келигову Асю М., Келигова М. М., Келигова А. МухмА.а, Келигову Б. М. из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: Р. И., <адрес>.
Снять Келигова М. Х., Бекову Т. М., Келигову Асю М., Келигова М. М., Келигова А. МухмА.а, Келигову Б. М. с регистрационного учета в жилом помещении, находящемся по адресу: Р. И., <адрес>.
Установить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики И. через Магасский районный суд Республики И. в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко