86RS0001-01-2022-005454-60
дело №2-3671/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3671/2023 по иску Молданова Василия Андреевича к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры о признании ошибочным уведомления, отмене решения об исключении из очереди на получение субсидии, возложении обязанности восстановить в правах на получение субсидии, признать право на получение субсидии,
установил:
истец Молданов Василий Андреевич обратился в суд с иском к ответчику Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту Депстроительства Югры) о признании ошибочным уведомления, отмене решения об исключении из очереди на получение субсидии, возложении обязанности восстановить в правах на получение субсидии, признать право на получение субсидии.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Молданов В.А., как представитель коренных малочисленных народов Севера, состоял в очереди и был участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре». Проживает в труднодоступной деревне и постоянно находится на родовых угодьях, где занимается традиционной хозяйственной деятельностью. В деревне практически не живёт. Указывает, что не получал от ответчика уведомление о предоставлении необходимых документов по причине того, что деревня отдалённая и труднодоступная, почта приходит очень редко, кроме того, в период направления ответчиком уведомления находился в тайге, дома находилась мать, которая в силу возраста не сообщила о полученном уведомлении, в связи с чем, по причине не предоставления подтверждающих документов, истец был исключён из очереди участника программы на получение жилищной субсидии. Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просит признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ошибочным, отменить решение об исключении из очереди участника, обязать ответчика восстановить в правах на получение жилищной субсидии, а также признать право на получение жилищной субсидии.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Молданову В.А. отказано.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указано в названном кассационном определении, по данному делу юридически значимыми обстоятельствами являлось установление получения именно истцом уведомления о необходимости предоставления документов для получения субсидии; предоставлены или нет истцом необходимые документы для получения субсидии и по какой причине; наличие или отсутствие у истца уважительных причин для восстановления пропущенного им срока на предоставление документов для получения субсидии. Отказывая в удовлетворении иска, суды обеих инстанций исходили из доказанности факта получения от ДД.ММ.ГГГГ уведомления о необходимости предоставления документов на получение субсидии именно истцом Молдановым В.А., между тем не учли и не дали оценку тому обстоятельству, что отчёт об отслеживании почтового идентификатора не содержит подписи получателя отправления. Располагая сведениями из учётного дела о совместном проживании истца с матерью, суды не предложили представить доказательства, что уведомление было получено ею, что истец в юридически значимый период времени по месту жительства отсутствовал, где он находился в это время, является ли его место проживания отдаленной территорией и как происходит сообщение с внешним миром в осенний период. Суд первой инстанции оставил без оценки то обстоятельство, что на иждивении истца имеется мать преклонного возраста, которая является инвалидом-колясочником. Таким образом, делая вывод о законности снятия Молданова В.А. с учёта на получение жилищной субсидии и исключении из списка участников мероприятия, суд первой инстанции не установил и оставил без правовой оценки (уважительные или неуважительные) причины пропуска срока подачи документов.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции истец Молданов В.А., надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки суд не известил. Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Ответчик Депстроительства Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в судебном разбирательстве не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ истец Молданов В.А. обратился в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением на признание участником мероприятия по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан подпрограммы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 – 2020 годах», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 408-п.
ДД.ММ.ГГГГ решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» № Молданов В.А. поставлен на учёт по мероприятию «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 – 2020 года» с целью получения субсидии на приобретение жилых помещений в собственность граждан.
На момент принятия решения о признании истца участником подпрограммы, Молданов В.А. зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Вместе с ним зарегистрированными значатся: ФИО3 – мать, ФИО4 – брат, что подтверждается справкой администрации сельского поселения Казым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежит на праве собственности Молданову Василию Андреевичу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Администрации Белоярского района от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства ХМАО-Югры направил в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №-Исх-7956, в котором сообщил истцу, что в соответствии с пунктом 34 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее по тексту Порядок), ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении Молданову В.А. уведомления о возникновении права на получение субсидии в текущем году по мероприятию «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Из указанного уведомления следует, что, в соответствии с пунктом 44 Порядка с использованием субсидии истец должен приобрести жилое помещение, расположенное на территории автономного округа (одно или несколько), соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее 12 кв.м. на 1 члена семьи.
В соответствии с пунктами 37, 38, 39 Порядка, размер субсидии рассчитывается по формуле: СЖ 1 = (Н х РсЖ) х 50 %, где, СЖ 1 – размер субсидии, Н- норма предоставления общей площади жилого помещения. Норма предоставления общей площади жилого помещения для семей разной численности: 33 кв.м. общей площади жилого помещения – для семьи, состоящей из одного человека; 42 кв.м. общей площади жилого помещения – для семьи, состоящей из 2 человек; 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – для семьи, состоящей из 3 или более человек. РсЖ – средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по автономному округу, установленная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Истцу разъяснено, что для принятия решения о предоставлении субсидии в текущем году необходимо в течение 15 календарных дней со дня его получения уведомления (для совершивших сделку по приобретению жилого помещения), и 60 календарных дней со дня его получения (для не совершивших такую сделку), представить в Департамент строительства ХМАО-Югры документы, предусмотренные пунктом 36 Порядка.
Согласно отчёту об отслеживании почтового отправления письма с почтовым идентификатором № указанное письмо вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что документы на предоставление субсидии истцом представлены не были, уведомлением Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом Департамента строительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО-Югры» в соответствии с подпунктом 28.6 пункта 28 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 № 643-п, принято решение о снятии ФИО4 с учёта на получение субсидии и исключении из списка участником мероприятия. Основание исключения: подпункт 28.6 пункта 28 Порядка.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 №57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях создания условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано Постановление от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 – 2020 годах», в состав которой вошли подпрограммы, в том числе: «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31.12.2014 участниками подпрограмм».
Согласно пункту 23 указанного Порядка правила и условия предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в собственность постоянно проживающим на территории автономного округа гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 заявления на получение мер государственной поддержки, определены пунктами 1,2, 24-52 Порядка.
Участником программы является гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением № 255 к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 заявление на участие в мероприятии (п. 24 Порядка).
Согласно пункту 25 Порядка, к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии признаются участники: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. м; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. м; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
При наличии у участника и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляет уполномоченный орган исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг (a), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг (a) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
В силу пп. 28.6 п. 28 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31.12.2014 заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2020 № 643-п уполномоченный орган принимает решение о снятии с учета и исключения из списка участников в случае непредставления в период действия уведомления документов на предоставление субсидии (за исключением случаев, когда непредставление таких документов вызвано потерей работоспособности и невозможностью представления заявления о предоставлении субсидии и документов, указанных в пункте 36 порядка, через законного представителя).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства ХМАО-Югры направил в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № в котором сообщил истцу, что, в соответствии с пунктом 44 Порядка с использованием субсидии истец должен приобрести жилое помещение, расположенное на территории автономного округа (одно или несколько), соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее 12 кв.м. на 1 члена семьи.
Согласно отчёту об отслеживании почтового отправления письма с почтовым идентификатором №, указанное письмо вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, отчёт об отслеживании почтового идентификатора не содержит подписи получателя отправления.
Таким образом, истец указывает, что во время направления уведомления находился в отдаленном районе на родовых угодьях, а дома находилась престарелая и неграмотная мать, которая получила уведомление, однако о нём истцу не сообщила.
Общий порядок распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе регламентирован ст. 56 ГПК РФ.
В ч. 1 указанной статьи указано, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено ГПК РФ (ч. 3 ст. 56 ГПК РФ).
По общему правилу эта обязанность возлагается на стороны: истца и ответчика.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъясняется, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. Судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).
Распределяя бремя доказывания суд, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, возложил на истца, в частности, предоставление доказательств: получение именно истцом от ответчика уведомления о необходимости предоставления документов для получения субсидии; по какой причине запрашиваемые документы не были предоставлены истцом и имелась ли возможность их предоставления; наличие или отсутствие у истца Молданова В.А. уважительных причин для восстановления пропущенного им срока на предоставление документов для получения субсидии (т.1 л.д.239 – 241).
Истцом таких доказательств не представлено, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.
Таким образом, суд исходит из того, что отчёт об отслеживании почтового отправления письма с почтовым идентификатором 80097562160637, не содержит подписи получателя отправления (истца), истец проживает в отдаленном районе на родовых угодьях, что является труднодоступным местом, что является общеизвестным фактом, на иждивении истца имеется мать преклонного возраста, которая является инвалидом-колясочником, что подтверждает довод иска об отсутствии надлежащего уведомления истца ответчиком, в связи с чем допущенный истцом пропуск срока подачи документов вызван уважительными причинами.
При таких обстоятельствах суд полагает законными и обоснованными требования иска о возложении на ответчика обязанности восстановить истца на учёте на получение субсидии и восстановить в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31.12.2014 участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО-Югры» на дату ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ответчик полагал, что надлежаще вручил истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, оно ошибочным не является, в связи с чем требования иска о признании его ошибочным удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции уполномоченных органов и должностных лиц, суд не вправе, подменяя иные органы, решать вопрос об отмене принятого решения как об этом просит об этом истец, в связи с чем требование иска об отмене принятого ответчиком решения об исключении истца из учёта на получение субсидии в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31.12.2014 участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО-Югры», удовлетворению не подлежит, как и требование о признании права истца на получение жилищной субсидии, поскольку такое решение могло быть принято ответчиком после получения документов, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №
При названных обстоятельствах требования иска подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, согласно ст.98 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск Молданова Василия Андреевича (паспорт РФ серии № №) к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (ИНН № о признании ошибочным уведомления, отмене решения об исключении из очереди на получение субсидии, возложении обязанности восстановить в правах на получение субсидии, признать право на получение субсидии.
Возложить на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры обязанность восстановить Молданова Василия Андреевича на учёте на получение субсидии и восстановить в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31.12.2014 участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО-Югры» на дату ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в пользу Молданова Василия Андреевича сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты – Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 12 октября 2023 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев