РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Зайцеве С.В.,
с участием прокурора Роговой О.В.,
административного истца Сергеева А.С.,
представителя административного ответчика Солодовникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1079/2020 по административному исковому заявлению Сергеева А.С. к Губернатору Самарской области о признании недействующим в части пункта 2.6 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 (в редакции постановления от 08 июня 2020 года № 138) «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»,
УСТАНОВИЛ:
Губернатором Самарской области 3 апреля 2020 года принято постановление № 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» (далее – постановление Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70), опубликованное на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 3 апреля 2020 года (номер опубликования 30304200658).
Постановлениями Губернатора Самарской области от 7 апреля 2020 года № 74, от 8 апреля 2020 года № 76, от 10 апреля 2020 года № 82, от 16 апреля 2020 года № 89, от 29 апреля 2020 года № 104, от 30 апреля 2020 года № 107, от 11 мая 2020 года № 110, от 13 мая 2020 года № 113, от 17 мая 2020 года № 122, от 20 мая 2020 года № 123, от 22 мая 2020 года № 124, от 31.05.2020 N 132, от 08.06.2020 N 138 в указанное постановление внесены изменения.
Названные постановления Губернатора Самарской области опубликованы на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 8 апреля 2020 года (номер опубликования 30804200683), 8 апреля 2020 года (номер опубликования 30804200691), 10 апреля 2020 года (номер опубликования 31004200723), 17 апреля 2020 года (номер опубликования 31704200777), 29 апреля 2020 года (номер опубликования 32904200902), 30 апреля 2020 года (номер опубликования 33004200923), 11 мая 2020 года (номер опубликования 31105200959), 13 мая 2020 года (номер опубликования 31305200980), 17 мая 2020 года (номер опубликования 31705201010), 20 мая 2020 года (номер опубликования 32005201053), 22 мая 2020 года (номер опубликования 32205201060), 31 мая 2020 года (номер опубликования 33105201141), 8 июня 2020 года (номер опубликования 30806201195) соответственно.
Сергеев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать недействующим со дня вступления в силу постановление Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 (в редакции постановления от 8 июня 2020 года № 138) в части включения в п.2.6 следующих положений:
Обязать:
граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим Постановлением, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
осуществления занятий физкультурой и спортом на открытом воздухе при условии совместных занятий не более двух человек и расстояния между занимающимися не менее 5 метров, а также прогулок на улице не более двух человек вместе при условии социального дистанцирования, исключая посещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок;
осуществления волонтерской деятельности по оказанию помощи отдельным категориям граждан при доставке лекарств, продуктов и товаров первой необходимости при условии наличия документа (в целях осуществления волонтерской деятельности) по форме, установленной распоряжением Правительства Самарской области от 31.03.2020 N 109-р «Об установлении формы документа (справки работодателя)»;
осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Самарской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим Постановлением.
Требования мотивировал тем, что данные положения не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают его конституционные права на свободу передвижения, поскольку нормы права, на основании которых они приняты, с учетом отсутствия режима чрезвычайного положения на территории Самарской области, не предоставляют Губернатору Самарской области полномочий ограничивать данное право.
В судебном заседании административный истец поддержал свои уточненные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика по доверенности от 31.12.2019 года № 1-49/800 Солодовников А.А. административный иск с учетом уточнений не признал. В обоснование своей позиции пояснил, что оспариваемое постановление Губернатора Самарской области соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Предусмотренные данным постановлением ограничительные мероприятия установлены Губернатором Самарской области в пределах своей компетенции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Самарской области в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, не являются ограничением конституционного права на свободу передвижения граждан, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, направлены на создание необходимых условий для сохранения его жизни и здоровья.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненного административного искового заявления по следующим основаниям.
По смыслу Конституции Российской Федерации жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.
Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 9.1 Закона Самарской области от 9 декабря 2005 года N 219-ГД «О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Губернатор Самарской области принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области, и введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области при необходимости определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимает дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», осуществляет другие полномочия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
В соответствии со статьями 59, 63, 82 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года N 179-ГД, принятого Самарской Губернской Думой 5 декабря 2006 года и введенного в действие Законом Самарской области от 18 декабря 2006 года N 180-ГД, в систему органов государственной власти Самарской области входят высшее должностное лицо Самарской области - Губернатор Самарской области и высший исполнительный орган государственной власти Самарской области - Правительство Самарской области.
Пунктом 2 статьи 4, статьями 9, 9.2, 13 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» предусмотрено, что Губернатор Самарской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает (издает) постановления, носящие нормативный характер. Изданные Губернатором Самарской области акты нормативного характера включаются в законодательство Самарской области, в связи с чем, являются обязательными для исполнения на территории области, если иное не установлено в самом нормативном правовом акте.
Согласно статье 4 Закона Самарской области от 10 мая 1995 года N 3-ГД «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области» официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой «официальное опубликование» в газетах «Волжская коммуна», «Российская газета», «Самарские известия» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе «Официальное опубликование» раздела «Документы» (www.pravo.samregion.ru).
С учетом изложенных выше норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 принято уполномоченным высшим должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя содержание оспариваемой части пункта постановления Губернатора Самарской области на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 постановления Губернатора Самарской области от 16 марта 2020 года N 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Постановлением Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 (в оспариваемой редакции) пункт 2.6 изложен в следующей редакции:
Обязать:
граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим Постановлением, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
осуществления занятий физкультурой и спортом на открытом воздухе при условии совместных занятий не более двух человек и расстояния между занимающимися не менее 5 метров, а также прогулок на улице не более двух человек вместе при условии социального дистанцирования, исключая посещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок;
осуществления волонтерской деятельности по оказанию помощи отдельным категориям граждан при доставке лекарств, продуктов и товаров первой необходимости при условии наличия документа (в целях осуществления волонтерской деятельности) по форме, установленной распоряжением Правительства Самарской области от 31.03.2020 N 109-р «Об установлении формы документа (справки работодателя)»;
осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Самарской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим Постановлением.
Как следует из оспариваемого постановления, оно принято Губернатором Самарской области, в связи с угрозой распространения на территории Самарской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» установлено, что в настоящее время имеет место масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире. Всемирной организацией здравоохранения объявлена пандемия новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага. В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом. Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15).
Таким образом, оспариваемое постановление Губернатора Самарской области направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих и (или) прибывших на территорию Самарской области, включая административного истца, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей.
В число прав и свобод человека, являющихся основой конституционного строя, Конституция Российской Федерации включает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27).Вместе с тем, в Российской Федерации как в правовом и демократическом государстве, защита указанных конституционных ценностей предполагает, как следует из статей 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, возможность, в соответствии с конституционно одобряемыми целями на основе принципов разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов, ограничений прав и свобод человека и гражданина, включая закрепленные статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации права, с тем чтобы не допустить умаления этих прав.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Конкретизируя данные предписания, статья 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
При этом, вопреки доводам административного истца данной статьей предусмотрена возможность ограничения указанных прав не только на территории, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Постановлением Губернатора Самарской области от 16 марта 2020 года N 39 на территории Самарской области был введен режим повышенной готовности, предусматривающий особые условия проведения массовых мероприятий, передвижения граждан, деятельности организаций в связи с угрозой распространения на территории Самарской области коронавирусной инфекции (2019-nCoV), впоследствии Губернатором Самарской области принято постановление от 3 апреля 2020 года № 70 (с последующими изменениями) о соответствующих ограничительных и иных мероприятиях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения в оспариваемой части пункта 2.6 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) закрепляет право граждан Российской Федерации на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусматривая при этом ответственность за создание условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также за непринятие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация правовых норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона Самарской области от 9 декабря 2005 года N 219-ГД «О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Губернатор Самарской области принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области.
Таким образом, принимая во внимание необходимость обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения на территории Самарской области коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Губернатор Самарской области постановлением № 39 от 16 марта 2020 года ввел режим повышенной готовности на территории Самарской области, а также постановлением № 70 от 3 апреля 2020 года правомерно определил ограничительные и иные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, суд принимает во внимание, что на момент принятия оспариваемого в части постановления Федеральным законом Российской Федерации от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», вступившим в силу с 1 апреля 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.
В силу подпунктов «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года), органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно пп.а п.10 ст.4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года), граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Также на момент принятия постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 действовал Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с пунктом 2 которого в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе прав на жизнь и здоровье) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с учетом приведенного правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений. Установленные оспариваемой частью пункта 2.6 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 ограничения согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения возникновения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области. Неисполнение Губернатором Самарской области требований названных нормативных правовых актов федерального уровня об обеспечении защиты граждан от угрозы распространения указанной инфекции способно привести к умалению и недопустимому ограничению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь, что является нарушением ее требований, установленных частью 3 статьи 56.
Доводы административного истца о нарушении положений ст.11 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении», ст.10 Федерального Закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», о недопущении ограничений прав и свобод человека и гражданина при введении режима повышенной готовности, основаны на неверном толковании норм права.
Положения ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и ст.ст.1, 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» по вопросам возможности ограничения прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации отсылают к законам Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Правовое регулирование пп.а п.10 ст.4.1 указанного Федерального закона Российской Федерации направлено на ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Понятие «ограничение доступа» включает в себя и понятие «ограничение придвижения людей и транспортных средств на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации».
Положения нормативных актов, предусматривающих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при введении чрезвычайного положения не регулируют рассматриваемые правоотношения, так как оспариваемое постановление принято в условиях введением режима повышенной готовности.
На положениях Конституции Российской Федерации основывается и законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 данного Федерального закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по введению ограничительных мероприятий (карантина).
На основании статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением, в том числе, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации обладает правами и полномочиями, которыми наделены Главные государственные санитарные врачи и их заместители, в том числе правом внесения предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении ограничительных мероприятий (карантина).
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», действовавшими на момент принятия оспариваемого в части постановления, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности; обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Установленные постановлением Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 в оспариваемой части ограничительные мероприятия, предусматривающие, в том числе ограничение передвижения на территории Самарской области граждан, соответствуют требованиям Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Указанные ограничительные мероприятия приняты при наличии предусмотренных законом оснований для ограничения права на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека. Установленные оспариваемыми положениями ограничения права на свободу передвижения носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции COVID-2019. В связи, с этим суд считает, что приведенные административным истцом в иске утверждения о нарушении его конституционных прав на свободу передвижения безосновательны.
В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жизнь и здоровье граждан, признаваемые высшей ценностью, требуют со стороны государства, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу того, что оспариваемые положения постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соразмерны конституционно значимым целям и соответствуют критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исков.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Сергеева А.С. к Губернатору Самарской области о признании недействующим в части пункта 2.6 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 (в редакции постановления от 08 июня 2020 года № 138) «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 июня 2020 года.
Председательствующий: М.А.Панкова