Дело №2-342/2022
УИД 57RS0002-01-2022-000440-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2022 г. пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой Л.В., с участием помощника прокурора Верховского района Орловской области Прохоровой О.В., представителя ответчика - администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алферовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах ЩСП к администрации Верховского района Орловской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным и обязании организовать работы по обследованию имущества многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах ЩСП к администрации Верховского района Орловской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным и обязании организовать работы по обследованию имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией <адрес> жилищного законодательства в связи с обращением ЩСП проживающей по адресу <адрес>, установлено,, что названный многоквартирный дом является собственностью администрации Верховского района Орловской области и состоит в перечне имущества муниципального образования Верховский район. ЩСП согласно решения Верховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ проживает в данной квартире и пользуется правами нанимателя жилого помещения. Управлением государственной жилищной инспекцией Департамента надзорной контрольной деятельности Орловской области по результатам обследования указанного многоквартирного жилого дома в адрес Администрации Верховского района, то есть фактического собственника многоквартирного жилого дома, направлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
Данное заключение в соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, далее - Положение) является основанием для обследования и принятия соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании многоквартирного дома, в связи с чем Администрацией Верховского района с ООО «НПО ГРАД» был заключен договор на проведение технического обследования многоквартирного дома, которое проведено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключения проекторной организации ООО «НПО ГРАД» строительные конструкции дома не являются аварийными.
Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено что в нарушение положений ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 7, 42, 46, 47 Положения обследование дома межведомственной комиссией не произведено, соответствующее решение не принималось. По выявленным фактам нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации Верховского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Акт прокурорского реагирования рассмотрен. Согласно ответа администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, предоставлены акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было принято решение в отношении жилого помещения, а не многоквартирного дома. В данном случае ни одно жилое помещение многоквартирного <адрес> не обследовалось. Кроме того, в состав комиссии, производившей обследование дома, входили только представители администрации Верховского района и Теляженского сельского поселения. Представители государственного надзора (контроля), эксперты, включенные в состав комиссии, в обследовании участия не принимали. При таких обстоятельствах нельзя признать выводы межведомственной комиссии правомочными и подлежащими исполнению.
Указывает, что до настоящего времени орган местного самоуправления свои полномочия по обследованию многоквартирного жилого <адрес> не исполнил. Длительное бездействие нарушает права граждан на благоприятное место проживания, отвечающее нормам строительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Просил суд признать заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес> незаконным и обязать администрацию Верховского района обеспечить обследование и оценку многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда Верховского района надлежащего состава, путём проведения обследования и принятия законного решения.
В судебном заседании помощник прокурора Верховского района Прохорова О.В. исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Дидур И.В. исковые требования признала, просила суд установить срок для исполнения решения суда – 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст.ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), в котором установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности)
Согласно п. 42, 46, 47 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, прокуратурой Веховского района Орловской области по обращению ЩСП была проведена проверка исполнения администрацией Верховского района Орловской области жилищного законодательства.
С ДД.ММ.ГГГГ ЩСП постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> является собственностью администрации Верховского района Орловской области и состоит в перечне имущества муниципального образования Верховский район (л.д.111-163).
В ходе проведенной прокуратурой Верховского района проверки установлено, что в нарушение положений ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, п.7, 42, 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обследование жилого дома по адресу <адрес> не было произведено межведомственной комиссией. В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора Верховского района в адрес главы администрации Верховского района Орловской области внесено представление о принятии мер по их устранению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14).
Согласно информации главы администрации Верховского района Орловской области ГВА ДД.ММ.ГГГГ с ООО «НПО ГРАД» заключен договор № на проведение технического обследования многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, обследование проведено ДД.ММ.ГГГГ, по его результатам подготовлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных сетей жилого дома, которые не являются аварийными. (л.д.15-17, 32-44).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной главой администрации Верховского района, проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, по результатам которого составлены акт и заключение № о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями Положения. (л.д. 18-20, 21-22).
Вместе с тем, по смыслу п. 5, 6 Положения жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается здание, соответствующее признакам, установленным частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 47 Положения в отношении многоквартирного дома могло быть принято одно из следующих решений: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Администрацией Верховского района в целях реализации возложенных полномочий принято Постановление «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда Верховского района» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с которым утверждены основные положения, регламентирующие деятельность комиссии, а так же её состав. Согласно п. 2.3 в состав межведомственной комиссии включаются представители администрации Верховского района, а также представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля)), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся на территории Верховского района, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. (л.д.45-51,52-53, 54-62).
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственной комиссией принято решение в отношении жилого помещения, а не многоквартирного дома. Ни одно жилое помещение многоквартирного <адрес> не обследовалось. В состав комиссии, производившей обследование дома, входили только представители администрации Верховского района и Теляженского сельского поселения. Представители государственного надзора (контроля), эксперты, включенные в состав комиссии, в обследовании участия не принимали.
При таких обстоятельствах заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес> нельзя признать законным.
В соответствии с п. 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Данное положение закреплено в п.3 ч.1 ст.<адрес> (л.д.65).
Судом установлено, что до настоящего времени орган местного самоуправления свои полномочия по обследованию многоквартирного жилого <адрес> не исполнил.
Длительное бездействие нарушает права граждан на благоприятное место проживания, отвечающее нормам строительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая вышеизложенные, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Верховского района Орловской области в полном объеме.
В соответствии ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема осуществления мероприятий по исполнению решения суда, суд полагает необходимым установить для ответчика срок для проведения обследования и оценку многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда Верховского района - 45 дней с момента вступления решения в законную силу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация Верховского района Орловской области, являясь органом местного самоуправления и ответчиком по делу, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░