Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2014 г. г. Москва
94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Мордовина А.А., при секретаре Лямзиной С.О., с участием ФИО3 и его представителя ФИО4, представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России (далее ЦЖК ФСО России), начальника Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России (далее УЖО СИТО ФСО России) ФИО5, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего ФСО России <данные изъяты> ФИО3 об оспаривании действий ЦЖК ФСО России и начальника УЖО СИТО ФСО России, связанных с отказом во включении членов его семьи в список нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил:
- признать незаконным решение ЦЖК ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ, в части не рассмотрения вопроса включения членов его семьи в списки нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением;
- признать незаконным решение, изложенное в ответе должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (по существу рапорта от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ) об отказе во внесении в учетные данные по обеспечению служебными жилыми помещениями военнослужащего сведений о составе семьи в количестве четырех человек;
- обязать ЦЖК ФСО России внести изменения в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в части изменения сведений о составе его семьи с одного на четыре человека;
- взыскать с ЦЖК ФСО России в его пользу судебные расходы в размере 200 руб.
В судебном заседании заявитель указанные требования поддержал. При этом пояснил, что в настоящее время проходит военную службу по контракту в ФСО России. В 2004 году был заключен брак с ФИО2, от которого в настоящее время имеется дочь, 2005 года рождения, и сын, 2007 года рождения. В дальнейшем им был подан рапорт о постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением. Жилищная комиссия подразделения, по результатам рассмотрения рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, решила ходатайствовать перед ЦЖК ФСО России о включении его и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в обеспечении служебным жильем в г. Москве. ЦЖК ФСО России во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, ему было отказано. 94 гарнизонный военный суд своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отменил незаконное решение ЦЖК ФСО России и обязал повторно рассмотреть вопрос о включении его с учетом членов семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению по месту прохождения военной службы служебными жилыми помещениями. По результатам апелляционного обжалования, решение было оставлено без изменения. Однако, ЦЖК ФСО России на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ приняло решение о включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, <данные изъяты> ФИО11 составом семьи - 1 человек, без учета членов его семьи. В установленном порядке он обратился с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ к председателю ЦЖК ФСО России с просьбой восстановить сведения об имеющемся составе его семьи в учетных данных лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях. В удовлетворении рапорта также было отказано. Вместе с тем, по его рапорту от ДД.ММ.ГГГГ решение должно было быть принято ЦЖК ФСО России и оформлено протоколом, чего сделано не было. На основании изложенного он полагает свои права нарушенными и просит суд удовлетворить его заявление в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержала позицию своего доверителя.
Представитель ЦЖК ФСО России и начальника УЖО СИТО ФСО России ФИО12 требования заявителя не признал, указав, что во исполнение решения 94 гарнизонного военного суда ЦЖК ФСО России приняло решение о принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек. Не согласившись с решением жилищной комиссии, ФИО11 обратился к председателю ЦЖК ФСО России с просьбой внести изменения в учётные данные относительно состава его семьи. Указанный рапорт в тот же день был доложен председателю ЦЖК ФСО России, который поручил секретарю ЦЖК ФСО России, являющийся одновременно заместителем начальника УЖО СИТО ФСО России, направить ответ заявителю. 6 декабря 2013 года ответ был подготовлен и направлен ФИО11, с разъяснениями, что ему отказано в удовлетворении его просьбы. На основании изложенного просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Рассмотрев заявление, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным решения ЦЖК ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ, в части не рассмотрения вопроса включения членов его семьи в списки нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с ч.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п.1 Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны, утвержденных приказом ФСО РФ от 4 августа 2008 года № 404 «Об утверждении Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны» (далее Правила), в федеральных органах государственной охраны служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на срок прохождения военной службы по контракту.
Рассмотрение вопроса и принятие решения о предоставлении служебных жилых помещений военнослужащим подразделений федеральных органов государственной охраны, дислоцированных в одном населенном пункте (в близлежащих населенных пунктах), в соответствии с п. 2 Правил осуществляются жилищной комиссией подразделения федеральных органов государственной охраны, в оперативном управлении которого находится распределяемый жилищный фонд, на основании квот, выделяемых ЦЖК ФСО России с учетом потребностей подразделений федеральных органов государственной охраны, дислоцированных в одном населенном пункте (в близлежащих населенных пунктах).
Принятие окончательных решений по всем жилищным вопросам в соответствии с п.5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом Директора Федеральной службы охраны РФ от 24 июня 2010 года № 307 «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны» (далее Положение), возлагается на ЦЖК ФСО России.
В свою очередь ЦЖК ФСО России в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и ФСО РФ, регулирующими вопросы жилищного обеспечения граждан (сотрудников) (п.3 Положения).
Согласно рапорту заявителя от ДД.ММ.ГГГГ он просит рассмотреть вопрос о включении его и членов его семьи (жена, дочь и сын) в список лиц, нуждающихся в обеспечении служебным жильем.
Из мотивировочной части вступившего в законную силу решения 94 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определения 3 окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым возложить на указанный жилищный орган обязанность отменить принятое решение и повторно рассмотреть вопрос о включении ФИО11 с учетом членов семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением.
Согласно выписке из протокола заседания ЦЖК ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение решения 94 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 включен в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы с составом семьи 1 человек. При этом, из текста протокола заседания жилищной комиссии видно, что заявитель и члены его семьи в количестве трех человек жилой площади на праве собственности и на праве пользования в г. Москве и Московской области не имеют. Однако, решение о включении или об отказе во включении членов семьи заявителя в список нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением на заседании ЦЖК ФСО России не принято.
Как видно из справки начальника отдела кадров от ДД.ММ.ГГГГ № состав семьи заявителя составляет: жена ФИО6, дочь ФИО7, 2005 года рождения, и сын ФИО8, 2007 года рождения.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу руководящих разъяснений, изложенных в п.28 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом изложенного решение ЦЖК ФСО России, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, в части не рассмотрения вопроса включения или отказа во включении членов семьи заявителя в списки нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, суд признает незаконным.
Для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым возложить на указанный жилищный орган обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении членов семьи заявителя.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным решения, изложенного в ответе должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № (по существу рапорта от ДД.ММ.ГГГГ №) об отказе во внесении в учетные данные по обеспечению служебными жилыми помещениями военнослужащего сведений о составе семьи в количестве четырех человек, суд исходит из следующего.
Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель обращается на имя председателя ЦЖК ФСО России с просьбой внести изменения в данные нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением с учётом состава его семьи четыре человека.
Из п. 5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной власти следует, что на ЦЖК ФСО России возлагается обязанность по рассмотрению рапортов, заявлений и жалоб по жилищным вопросам, поступивших от сотрудников и членов их семей.
Как видно из письма от ДД.ММ.ГГГГ № ответ по существу рапорта заявителя от ДД.ММ.ГГГГ дан начальником УЖО СИТО ФСО России.
Согласно п. 13 Положения ведение переписки по вопросам жилищного обеспечения сотрудников осуществляет УЖО СИТО ФСО России.
Как пояснил в судебном заседании представитель ЦЖК ФСО России и начальника УЖО СИТО ФСО России Михайлов рапорт заявителя от ДД.ММ.ГГГГ на заседании ЦЖК ФСО России не рассматривался.
Таким образом, в связи с тем, что заявитель обратился с рапортом непосредственно в ЦЖК ФСО России, документов, подтверждающих рассмотрение на заседании ЦЖК ФСО Росси рапорта заявителя, в суд не представлено, а на УЖО СИТО ФСО России возложена обязанность по ведению переписки по жилищным вопросам сотрудников, суд приходит к выводу, что письмо начальника УЖО СИТО ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и подлежащим отзыву.
Рассматривая требования заявителя о возложении обязанности на ЦЖК ФСО России внести изменения в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в части изменения сведений о составе его семьи с одного на четыре человека, суд учитывает следующее.
В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из этого следует, что закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения этих органов.
С учётом возложения обязанности на ЦЖК ФСО России повторно рассмотреть вопрос о постановке на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении членов семьи заявителя, суд находит требование о возложении обязанности на ЦЖК ФСО России внести изменения в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в части изменения сведений о составе его семьи с одного на четыре человека преждевременным и неподлежащим удовлетворению.
Поскольку заявление подлежит частичному удовлетворению, суд считает необходимым возместить заявителю судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 100 руб., взыскав их в пользу ФИО11 с ЦЖК ФСО России.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░3
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░3
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 (░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 94 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░