Дело № 2-180/2023
УИД 76RS0006-01-2023-000205-94
Мотивированное решение
составлено 13.11.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года с.Новый Некоуз
Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Саитовой Е.А.,
при секретаре Коньковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Виктора Валентиновича к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Алексеев В.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Филиалу «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ о признании права собственности на занимаемое жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ поступил на военную службу по контракту в воинскую часть №, в ДД.ММ.ГГГГ году ему и членам его семьи в связи со службой в воинской части предоставлена на территории военного городка квартира по адресу <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ года истец, проживая по указанному адресу, был зарегистрирован по адресу <адрес> (по месту жительства родителей), ДД.ММ.ГГГГ в связи с улучшением жилищных условий истцу и членам его семьи предоставлена трехкомнатная квартира по адресу <адрес>, между истцом и КЭЧ заключен договор социального найма. До настоящего времени истец и его супруга проживают в указанном жилом помещении, иных жилых помещений не имеют, после увольнения с военной службы по выслуге лет, являясь военным пенсионером, истец продолжает работать в той же воинской части (в настоящее время номер воинской части №) по трудовому договору. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГАУ «Росжилкомплекс», в оперативном управлении которого находится спорное жилое помещение, с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако решение по заявлению в установленный законом срок и за пределами этого срока не принято. Спорное жилое помещение не относится к служебным, поскольку в отношении него не принималось соответствующее решение, также он не признано аварийным или непригодным для проживания, не находится на территории закрытого военного городка. Согласно заключенному договору социального найма квартира передана истцу в бессрочное владение и пользование. Ранее истец в приватизации участия не принимал. С учетом изложенного полагает, что имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Свои требования истец основывает на положениях ст.217 ГК РФ, ст.ст. 4, 6-8, 11 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
Истец Алексеев В.В., надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, оставив на усмотрение суда вопрос удовлетворения исковых требований к ответчику – филиалу «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ..
Представитель истца Зайцев С.В., надлежаще уведомленный о месте и времени слушания дела, в судебном заседании не присутствовал, ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержал, пояснил, что между истцом и уполномоченным органом заключен договор социального найма жилого помещения, сведений о том, что жилое помещение является служебным, не имеется, истец ранее участия в приватизации не принимал, имеются основания для передачи ему занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, надлежаще уведомленные о месте и времени слушания дела, представителей в суд не направили, представителем ответчиков по доверенности письменно выражена позиция о несогласии с исковыми требованиями, указано, что спорная квартира предоставлена истцу в качестве служебной на период работы в войсковой части, служебные жилые помещения в силу ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации не подлежат.
Третье лицо Алексеева С.Н., надлежаще уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражений по существу иска не представила, ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержала.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.
Между Ярославской КЭЧ района и Алексеевым В.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № социального найма жилого помещения, относящегося к государственной собственности, – квартиры, расположенной по адресу <адрес>, состоящей из 3 комнат, общей площадью 63,4 кв.м., о предоставлении указанного жилого помещения в бессрочное владение и пользование для проживания нанимателя и его жены Алексеевой С.Н. (л.д. 14).
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, зарегистрированы Алексеев В.В. и Алексеева С.Н. (л.д. 15).
По данным, имеющимся в ЕГРН по состоянию на момент рассмотрения дела, жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, жилому помещению присвоен кадастровый №, общая площадь квартиры составляет 61,7 кв.м. (л.д. 45-47).
В ЕГРН по состоянию на 22.08.2023 сведений о зарегистрированных правах Алексеева В.В. на объекты недвижимого имущества не имеется (л.д. 75).
Справкой ППК «Роскадастр» от 30.08.2023 подтверждается, что Алексеев В.В. согласно данным технического учета объектов недвижимого имущества по состоянию на 30.01.1998 собственником объектов недвижимого имущества на территории Ярославской области не зарегистрирован (л.д. 76).
По имеющимся в Администрации <адрес> сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области данным Алексеев В.В. участия в приватизации на территории указанного поселения не принимал (л.д. 18).
Алексеевой С.Н. 15.02.2023 дано нотариально заверенное согласие на приватизацию Алексеевым В.В. квартиры, расположенной в <адрес>, совершен отказ от включения ее в договор передачи квартиры в собственность (л.д. 20).
Из справки о периодах регистрации, выданной Администрацией <адрес> сельского поселения Некоузского муниципального района <адрес>, следует, что Алексеев В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – по адресу <адрес> (л.д. 21).
Согласно сведениям, предоставленным Военным комиссариатом Ярославской области, старший прапорщик запаса Алексеев В.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен из Вооруженных Сил РФ приказом командира № от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п.2 ст.51 Федерального закона), выслуга лет в календарном исчислении составляет 24 года 04 месяца 10 дней (л.д. 22).
Из записей в трудовой книжке Алексеева В.В. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, войсковая часть №, с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника отдела механизации перевозок и инженерных работ войсковой части № (л.д. 41-44).
В ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление Алексеева В.В. о передаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в его собственность в порядке приватизации (л.д. 11).
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 1 и 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилого помещения представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Граждане РФ, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде, имеют право приватизировать данный жилой фонд на общих основаниях, если проживают в нем и не существует препятствий, установленных законом, для осуществления приватизации и если нет ограничений на приватизацию.
Ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п.5, п.8 Постановления от 24.08.1993 №8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что Алексеев В.В. зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении, занимая его на основании договора социального найма, положения которого соответствуют порядку предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, определенному жилищным законодательством. Алексеев В.В. ранее в приватизации жилых помещений не участвовал, испрашиваемое жилое помещение относится к государственному жилищному фонду. Заявление Алексеева В.В. о приватизации занимаемого жилого помещения, поданное в уполномоченный орган, в установленном законом порядке не рассмотрено.
Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ, ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за Алексеевым В.В. следует признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение предоставлялось истцу в качестве служебного на период работы в войсковой части и в связи с этим не может быть приватизировано, опровергаются собранными по делу доказательствами.
В материалах дела имеется договор социального найма, заключенный уполномоченным органом с истцом, в силу которого спорное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи (Алексеевой С.Н.), в указанном жилом помещении истец зарегистрирован и фактически проживает.
Ответчиками вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представлены в дело какие-либо доказательства, подтверждающие факт предоставления истцу спорного жилого помещения в качестве служебного.
В силу п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 13.05.2008, действующей на момент заключения договора о предоставлении истцу спорного жилого помещения) служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Частью 2 данной статьи закона установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч.1 ст.99 ЖК РФ (в редакции от 13.05.2008) специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст.100 ЖК РФ (в редакции от 13.05.2008) договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме с использованием формы типового договора, утвержденной Правительством РФ, на основании решения о предоставлении такого жилого помещения, в договоре определяются его предмет, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Из содержания п.п. 12-14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, действовавших на момент заключения договора о предоставлении истцу спорного жилого помещения, следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), принятого по результатам рассмотрения заявления, об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении, с направлением решения заявителю и в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Ответчиками, обосновывающими свои возражения против иска наличием у спорного жилого помещения статуса служебного, доказательства соблюдения порядка включения этого жилого помещения в число служебных и заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и содержанию законодательством, действующим в период предоставления жилого помещения, суду не представлены.
По ходатайству представителя ответчика рассмотрение дела откладывалось судом для обеспечения возможности представить доказательства в подтверждение позиции по делу, однако соответствующие доказательства ответчиками представлены не были и в ходе рассмотрения дела не добыты.
Напротив, установлено, что на основании заключенного уполномоченным органом договора социального найма истец на законных основаниях занимает спорное жилое помещение, его право владения и пользования этим помещением никем не оспорено.
Какие-либо обстоятельства, в силу закона препятствующие передаче жилого помещения в собственность гражданина в порядке приватизации, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Тот факт, что Алексеев В.В. снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в связи с утратой права, на что ссылается ответчик в своем ходатайстве, не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку действующее законодательство о приватизации жилых помещений не связывает возможность приватизации с принятием гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В связи с изложенным суд считает исковые требования Алексеева В.В. подлежащими удовлетворению.
При этом суд исключает из числа ответчиков филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны». Из устава ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (сокращенное наименование – ФГАУ «Росжилкомплекс») следует, что филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» является одним из филиалов указанного учреждения, не наделен самостоятельной процессуальной правоспособностью и не может самостоятельно защищать свои интересы, тогда как данные полномочия имеются у ФГАУ «Росжилкомплекс», привлеченного к делу в качестве соответчика. При указанных обстоятельствах филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» не является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Алексеева Виктора Валентиновича (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261), Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (ИНН 1289278319), ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (ИНН 5047041033) удовлетворить.
Признать за Алексеевым Виктором Валентиновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приватизации право собственности на квартиру общей площадью 61,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Алексеева Виктора Валентиновича на квартиру.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.А.Саитова