№ 5-18/2023
64MS0088-01-2023-000255-46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 марта 2023 г. г.Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Долгова С.И.,
при секретаре судебного заседания Сельчуковой А.А.,
с участием представителя лица, составившего протокол об административном правонарушении по доверенности Дыкиной И.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» (далее- ГУП СО«Облводоресурс»),
установил:
С 31 октября 2022 г. по 14 ноября 2022 г. в ходе внеплановой выездной проверки проведенной в ГУП СО «Облводоресурс» установлено, что в нарушение статей 22, 212, 214, 221, ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», Приказа Минздравсоцразвития России от 03 октября 2008 г. №543н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», работникам ГУП СО «Облводоресурс» и его филиалов не выдавались средства индивидуальной защиты или выдавались не в полной комплектации, при том, что ранее постановлением Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/8-236-22-И/12-2522-И/64-29 от 17 февраля 2022г., привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Тем самым ГУП СО «Облводоресурс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Представитель ГУП СО «Облводоресурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежавшим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области по доверенности Дыкина И.С. в ходе рассмотрения дела просила привлечь ГУП СО «Облводоресурс» к административной ответственности, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Согласно ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из положения ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации РФ следует, что работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны груда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий груда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу ч. 2 ст. 212 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009г. №290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Ответственность за своевременность и полноту выданных работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 г. № 543н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены (далее - Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства).
В пунктах 85, 87, 88, 103, 104 указанных Типовых норм приведен перечень средств индивидуальной защиты, которыми должен быть бесплатно обеспечен коагулянщик, лаборант, машинист насосных установок, слесарь аварийно-восстановительных работ.
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие системы управления охраной труда как комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Работодатель обязан обеспечить, в числе прочего, создание и функционирование системы управления охраной труда (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и вина ГУП СО «Облводоресурс» в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении в отношении ГУП СО «Облводоресурс» по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения; постановлением о назначении административного наказания от 17 февраля 2022 г., в соответствии с которым ГУП СО «Облводоресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ; актом проверки от 14 ноября 2022 г.; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 27 октября 2022 г.; личными карточками работников, иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Данные доказательства оформлены должностным лицом в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми.
Оценив все вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об установлении и доказанности факта административного правонарушения ГУП СО «Облводоресурс», так как оно не обеспечило работников средствами индивидуальной защиты, будучи ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Действия ГУП СО «Облводоресурс» суд квалифицирует по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении ГУП СО «Облводоресурс» административного наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В соответствии статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из содержания пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из обстоятельств совершения ГУП СО «Облводоресурс» административного правонарушения, предусмотренного ч 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что ранее ГУП СО «Облводоресурс» привлекалось к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ к штрафу в размере 135 000 руб., однако вновь допустило совершение аналогичного правонарушения, учитывая, что нарушение законодательства о труде и охране труда является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, суд полагает, что оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Факт уплаты штрафа за другие нарушения трудового законодательства, устранение вывяленных нарушений не могут свидетельствовать о малозначительности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
По смыслу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Пунктом 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Считаю, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не будет соответствовать задачам, установленным статьей 1.2 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства дела, считаю необходимым применить в отношении юридического лица ГУП СО «Облводоресурс» меру наказания в виде административного штрафа, поскольку считаю, что данная мера ответственности с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, и будет являться соразмерной тяжести совершенного юридическим лицом правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
признать Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: Государственная инспекция труда в Саратовской области: юридический адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, д. 104, почтовый адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, д. 104, ИНН:6455014230, КПП:645201001, ОГРН:1026403672437, ОКПО:34184313, ОКВЭД (ОКОНХ) 75.11.12, отделение Саратов банк России/УФК по Саратовской области БИК 016311121 (л/с 04601076080), к/с 40102810845370000052, р/с 03100643000000016000, протокол об административном правонарушении № 64/4-153-22-ТПР/12-455-И/64-05 от 17 января 2023 г.
Разъяснить Государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс», что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест сроком до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.И. Долгова