Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-510/2023 ~ М-372/2023 от 15.05.2023

Гражданское дело № 2-510/23

УИД № 09RS0005-01-2023-000462-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2023 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Тамбиева А.Р., при секретаре судебного заседания Батчаевой С.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Малокарачаевского района к администрации Малокарачаевского муниципального района, Кипкееву Ахмату Муратовичу о признании недействительным результатов аукциона, договоров аренды земельных участков и применении последствий недействительности сделок,

установил:

    Прокурор Малокарачаевского района (далее по тексту прокурор), в защиту публичных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в Малокарачаевский районный суд с настоящим иском и по мотиву установленных по результатам проведенной проверки ряда существенных и грубых нарушений при проведении аукционов по передаче земельных участков в аренду физическим лицам просит признать недействительными:

1. Распоряжение администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.01.2023 года № 5-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка»;

2. Результаты аукциона, проведенного на основании распоряжения главы администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.01.2023 года № 5-р на заключение договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <адрес> «в», с кадастровым номером , площадью 47 кв.м из населенных пунктов, с разрешенным видом использования - магазины;

3. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе;

4. Постановление администрации Малокарачаевского муниципального района от «О предоставлении земельного участка в аренду»;

5. Договор от 09.03.2023 года № 16-А аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и Кипкеевым Ахматом Муратовичем;

6. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязать Кипкеева Ахмата Муратовича вернуть по акту приема-передачи, в администрацию Малокарачаевского муниципального района переданный по договору аренды земельный участок с кадастровыми номерами расположенный по адресу: КЧР, Малокарачаевский район, ул. Ленина, 126 «в».

    Иск был принят к производству суда и в последующем назначен к разбирательству по существу.

    В судебном заседании представитель прокуратуры – Чагаров Х.Х-Д. по основаниям изложенным в иске поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель администрации Малокарачаевского муниципального района - Джатдоева Б.А. в судебное заседание не явилась, подав ходатайство, где просить рассмотреть дело в их отсутствие, согласны с требованиями изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Кипкеев А.М., будучи уведомленным о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не уведомлял, ходатайств, позиции по делу не представлял, не просил об отложении заседания или рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в судебное заседание не явился, хотя был извещен своевременно и надлежащим образом.

С учетом мнения присутствующих в заседании лиц и с их согласия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было определено рассмотреть иск в отсутствие отсутствующих сторон.

    Исследовав материалы дела и иные представленные документы, суд находит исковые требования прокурора Малокарачаевского района, КЧР подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).

    Как следует из ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

    В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности по общему правилу предоставляются в аренду путем проведения торгов путем аукциона, что и имело место в рассматриваемом случае.

    Согласно пункту 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «www.torgi.gov.ru» определен в качестве адреса официального сайта для размещения информации, в том числе о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

    Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ определены сведения, которые должны содержатся в извещении о проведении аукциона.

    Согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать предусмотренные данной нормой сведения.

    Согласно пункту 2 статьи 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

    Из взаимосвязанных положений пунктов 12-14 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

    В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

    В соответствии с пунктом 15 статьи 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. Данной нормой закона также закреплены сведения, подлежащие указанию в протоколе.

    На основании пункта 12 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.     Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

    Дальнейшее изменение при таких обстоятельствах размера арендной платы в отношении земельных участков, договор аренды которых заключен через аукцион, действующим законодательством не допускается.

    Нормы, устанавливающие правила определения цены договора, в том числе договора аренды земельных участков публичной собственности, учитывают принцип свободы договора и одновременно обеспечивают необходимый баланс частных и публичных интересов, при этом государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (пункт 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 №424-О).

    Согласно пункту 20 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается заключение договора аренды земельного участка ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте. Аналогичный запрет установлен частью 7 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Судом признается установленным и надлежащим образом доказанным, не оспаривалось ответчиком, что прокуратурой Малокарачаевского района проведена проверка по факту нарушений земельного законодательства.

    Результаты проверки показали, что администрацией Малокарачаевского муниципального района в соответствии с распоряжениями главы администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.01.2023 года № 5-р, был проведен аукцион на право заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым номером , плоащадью 47 кв.м., из населенных пунктов, с разрешенным видом использования – магазины. Срок договора аренды – 2,5 года.

    Как показала проверка, в извещении о проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков (далее – также извещение), размещенном на портале www.torgi.gov.ru., содержатся условия проведения (участия в нем) аукциона, приведены предметы аукциона (лоты) и другие сведения, предусмотренные законом.

    Согласно указанного извещения:

- предметом аукциона под лотом № 1 указан спорный земельный участок с кадастровым номером 09:08:0180101:2075, предмет торга: начальная цена 5058,70 руб., шаг аукциона 3%, размер задатка: 100%, на земельном участке предусмотрено строительство объектов капитального строительства.

    В соответствии с протоколом от 01.03.2023 № 03-01 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по лоту № 1 допущен к участию в аукционе и признан участником аукциона Кипкеев А.М., в связи с тем, что поступила одна заявка признанный участник заявки является единственным участником аукциона и в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион по лоту № 1 признается несостоявшимся и необходимо заключить договор аренды с единственным участником по начальной цене лота аукциона.

    Впоследствии постановлением администрацией Малокарачаевского муниципального района от 09.03.2023 года № 298 по итогам проведенного аукциона, земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, <адрес> «в», с кадастровым номером 09:08:0180101:2075, предоставлен в аренду Кипкееву А.М., срок аренды – 2,5 года. О чем составлен договор аренды земельного участка от 09.03.2023 года № 16-А.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.

По общему правилу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1).

Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставлений в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина ли юридического лица. В этом случае порядок образования земельного участка и подготовка аукциона предусматривают, в частности:

проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5-9, 13-19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения (пункт 3).

Основания отказа в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение об отказе принимает уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ходе выездной проверки по адресу: КЧР, <адрес> «в», установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 09:08:0180101:2075 расположено здание.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

С учетом всего вышеизложенного, результаты аукциона (оформленные соответствующим протоколом), проведенного на право заключения договоров аренды спорных земельных участков подлежат признанию судом недействительными в связи с нарушениями правил его проведения, закрепленных в статьях 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации по приведенным основаниям и обстоятельствам.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

    Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Под публичными интересами, в частности, следует также понимать интересы неопределенного круга лиц.

    Таким образом, договор от 09.03.2023 года № 16-А, аренды спорного земельного участка, заключенный в нарушении закона, по приведенным основаниям, включая нарушения явно выраженных запретов, закрепленных нормами земельного и гражданского законодательства по изложенным обстоятельствам являются недействительными в силу их ничтожности.

На момент проведения торгов на земельном участке с кадастровым номером 09:08:0180101:2075 располагалось здание, следовательно, земельный участок не мог являться предметом аукциона. Закрепленные законодательно правила организации и проведения торгов, четкая однозначная регламентация действий уполномоченных органов и должностных лиц направлены, в том числе и на предотвращение злоупотреблений и коррупционных проявлений в данной сфере правоотношений.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), предупреждению, пресечению коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 7 Федерального закона «О противодействии коррупции», установлено, что основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: совершенствование порядка использования государственного имущества, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Не соблюдение единых стандартов принятия решений в сфере землепользования, произвольное варьирование допустимыми нормами предоставления земельных участков не отвечает интересам противодействия коррупции и создает почву для коррупционных проявлений.

    В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований, неопределённого круга лиц.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые заявление прокурора Малокарачаевского района удовлетворить.

    Признать недействительными:

1. Распоряжение администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.01.2023 года № 5-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка»;

2. Результаты аукциона, проведенного на основании распоряжения главы администрации Малокарачаевского муниципального района от 16.01.2023 года № 5-р на заключение договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 47 кв.м из населенных пунктов, с разрешенным видом использования - магазины;

3. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе;

4. Постановление администрации Малокарачаевского муниципального района от «О предоставлении земельного участка в аренду»;

5. Договор от ДД.ММ.ГГГГ -А аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и Кипкеевым Ахматом Муратовичем;

6. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязать Кипкеева Ахмата Муратовича вернуть по акту приема-передачи, в администрацию Малокарачаевского муниципального района переданный по договору аренды земельный участок с кадастровыми номерами , расположенный по адресу: <адрес>

    В соответствии со ст. 214 ГПК РФ копию решения направить в адрес отсутствовавших лиц.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2023.

2-510/2023 ~ М-372/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Малокарачаевского района
Ответчики
Администрация Малокарачаевского муниципального района
Кипкеев Ахмат Муратович
Другие
Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР
Суд
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Тамбиев Асланби Рамазанович
Дело на странице суда
malokarachaevsky--kchr.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Подготовка дела (собеседование)
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2023Дело оформлено
26.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее