Дело 2-3016/2023
УИД- 65RS0001-01-2021-003257-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Умновой М.Ю.,
при секретаре Агнищенко Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Южно-Сахалинска к ФИО, ФИО о признании незаконным самовольного переустройства жилого помещения, возложении обязанности по приведению жилого помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом дома,
У С Т А Н О В И Л :
Администрации города Южно-Сахалинска обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование требований указав, что ФИО и ФИО являются собственниками квартиры <адрес>. Государственной жилищной инспекцией была проведена проверка данного жилого помещения и установлено, что собственниками данного жилого помещения была произведена установка циркуляционного насоса на внутридомовых инженерных сетях.
Истец полагает, что проведено незаконное переустройство квартиры и просит суд : признать незаконным самовольное переустройство жилого помещения, <адрес> выразившееся в установке на внутридомовых с инженерных сетях циркуляционного насоса.
Обязать ответчиков демонтировать циркуляционный насос в установленный на внутридомовых инженерных сетях в квартире <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 09.08.2022 года решение суда оставлено без изменения.
08.12.2022 года судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции решение Южно-Сахалинского городского суда от 21.04.2022 года и апелляционное определение Сахалинского областного суда от 09.08.2022 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дека в суде представитель истца Администрации города Южно-Сахалинска ФИО, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Судом качестве третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ООО <данные изъяты>, представитель которой ФИО в судебном заседании пояснил, что ООО <данные изъяты> была управляющей компанией данного дома до 03.03.2021 года. В настоящее время в доме непосредственное управление.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явился, ранее с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что квартиру получил в собственность с уже установленным циркуляционным насосом, поэтому не должен отвечать за его установку. Он являлся проектировщиком данного дома, в проекте циркуляционного насоса не было. Установка циркуляционного насоса не является переустройством и не требует внесение изменений в технический паспорт дома. Кроме того, указал, что на 5-6 этажах дома установлено большее количество радиаторов, чем положено по нормам и заменены трубы отопления на больший диаметр.
Ответчик ФИО извещался по адресу регистрации, однако уведомления возвращены с отметкой об истечении срока хранения.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики в установленном порядке были извещены о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ". Об уважительных причинах не явки ответчик ФИО не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, признавая ответчиков и третье лицо надлежаще извещенными, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Ответчики являются собственниками квартиры <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 8-12).
В материалах дела имеется акт Государственной жилищной инспекции от 27.04.2021 года согласного, которому установлено, что в жилом помещении <адрес> установлен циркуляционный насос на внутридомовых с инженерных сетях. (л.д. 13)
Установку циркуляционного насоса на внутридомовых с инженерных сетях не отрицал ответчик ФИО, установка насоса подтверждается так же актом приема-сдачи объекта долевого инвестирования строительства от 29 июля 2009 года (л.д. 90)
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, согласно которому в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354), следует, что в состав общего имущества включаются, помимо прочего, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. п. "е" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, потребитель не вправе вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в отсутствии решения органа местного самоуправления о согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения, следовательно, перепланировка и переустройство проведенные ответчиком без соответствующего решения органа местного самоуправления о согласовании соответствующего проекта, и без согласования с застройщиком изменений в проект строительства, являются самовольными.
Вопросы переоборудования (переустройства) жилого помещения, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения более подробно раскрыты в Постановлении Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление №170).
Так, согласно пункту 1.7.1 Постановления № переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Согласно Акту приема-сдачи объекта долевого инвестирования строительства от 29.09.2009 года «ООО <данные изъяты>» (застройщик) передало ответчикам спорное жилое помещение, в т.ч. инженерные сети с установленными циркуляционными насосами на системе теплоснабжения, что не отрицалось стороной истца и установлено судом.
Эти же обстоятельства установлены в решении и.о. руководителя ГЖИ Сахалинско области от 19 января 2022 года по жалобе ФИО
Частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность отклонения параметров объекта капитального строительства, в т.ч. если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ в ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ введен пункт 15.2, конкретизирующий полномочия застройщика (технического заказчика) по утверждению изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
Как следует из материалов дела и решения Южно-Сахалинского городского суда от 25 мая 2009 года ФИО являлся главным архитектором проекта, разработчиком проект-сметной документации с осуществлением технического сопровождения и авторского надзора за строительством объекта.
Из изложенного следует, что застройщик вправе внести в проектную документацию изменения, в том числе в части замены отдельных элементов объекта. Все иные изменения, в том числе не предусмотренные частью 3.8 статьи 49 Кодекса, могут по решению застройщика или технического заказчика оцениваться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации.
Исходя из изложенного, выводы суда о том, что изменение застройщиком проектного решения отопления не имеет существенного значения противоречат требованиям закона, т.к. при наличии таких изменений, с учетом их допуска в работу на основании Акта приема объекта в эксплуатацию, установка циркуляционного насоса не содержит признаков самовольности.
Наличие циркуляционных и смесительных циркуляционных насосов и их обслуживание на системе отопления предусмотрено п. 3.3.1.7 «Правил учета отпуска тепловой энергии. ПР 34-70-010-85», п. 9.1.9, 9.1.23, 9.1.42, 9.3.22 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 1X5).
Согласно пункту 9.5.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при постоянном или периодическом недостатке напора в системах водоснабжения, а также при необходимости поддержания принудительной циркуляции в централизованных системах горячего водоснабжения необходимо предусматривать устройство насосных установок.
Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008), утверждено приложение № 13 «Технический паспорт жилого помещения», состоящий из 4-х разделов, в т.ч. Раздел Ш содержит сведения о техническом описании квартиры, где не предусмотрено внесение сведений о наличии циркуляционных насосов в описание раздела инженерные коммуникации.
При рассмотрении дела истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов жильцов дома, Администрация г. Южно-Сахалинска, обращаясь в суд, не представила сведений о разрегулировке циркуляции давления и нарушения температурных параметров в связи с установкой насосов.
Как пояснил представитель третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ООО <данные изъяты> ФИО во многих помещениях дома, в том числе в помещении ответчиков, заменены трубы отопления на меньший диаметр, разрегулирована работа элеваторного узла.
Сторонам в порядке подготовки по делу сторонам предложено было ходатайствовать о проведении экспертизы в т.ч. на предмет соответствия работ техническим требованиям, условиям подключения, техническим регламентам, отсутствия возможных негативных последствий для теплоснабжения квартиры ответчиков при демонтаже циркуляционных насосов. Однако, стороны ходатайство о производстве экспертизы не заявили.
Таким образом, истцом не представлено доказательств не соответствия установки циркуляционных насосов техническим требованиям, условиям подключения, техническим регламентам, наличия негативных последствий для теплоснабжения помещения дома.
В связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации города Южно-Сахалинска к ФИО, ФИО о признании незаконным самовольного переустройства жилого помещения, возложении обязанности по приведению жилого помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом дома, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья М.Ю. Умнова
ДД.ММ.ГГГГ вынесено мотивированное решение.
Судья М.Ю. Умнова