Дело №12-870/2021 мировой судья Желонкина О.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 23 августа 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» на постановление мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 июля 2021 года ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 105000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» предприняло все возможные и необходимые меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных законодательством. Считает, что в рассматриваемом деле административным органом не представлено доказательств того, что ГКУ «Марийскавтодор» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Поэтому материалами дела не доказана вина ГКУ «Марийскавтодор» в совершенном правонарушении.
Так, в пределах выделенных лимитов, до факта выявления правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ), ГКУ «Марийскавтодор» были выполнены действия по проведению закупочных процедур в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам которых были заключены государственные контракты по содержанию и приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями законодательства, а именно:
№ от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл и искусственных сооружений на них в период с января 2020 по декабрь 2021 года, в том числе а/д «Красная Люнда - Васильевское»; № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл (лот №), в том числе а/д «Красная Люнда - Васильевское»; № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по устройству недостающих искусственных неровностей, установке недостающих пешеходных ограждений и дорожных знаков на автомобильных дорогах общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл.
На постоянной основе проводится профилактика и устранение возникающих повреждений элементов дороги, обеспечение сохранности автодороги и дорожных сооружений, поддержания их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств. В оперативном управлении ГКУ «Марийскавтодор» находятся 431 автомобильные дороги общей протяженностью 2872,3 км. Потребность финансовых средств для выполнения мероприятий по установке 13062 шт. недостающих дорожных знаков составляет 285,5 млн. рублей. ГКУ «Марийскавтодор» ежегодно выполняет мероприятия по установке недостающих дорожных знаков на автомобильных дорогах высокой интенсивности движения. В 2021 году будут проведены работы по установке 1125 шт. дорожных знаков на сумму 12,7 млн. рублей. Потребность финансовых средств для выполнения мероприятий по установке недостающих дорожных знаков на автомобильной дороге «Красная Люнда – Васильевское» составляет 3,118 млн. рублей. В текущем году в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №_936 на автодороге «Красная Люнда – Васильевское» будут выполнены работы по замене поврежденных щитков дорожных знаков (20 шт.) и по замене поврежденных стоек дорожных знаков (20 шт.). Ориентировочный срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Ограниченный объем республиканского дорожного фонда не позволяет одномоментно выполнить указанные мероприятия.
В адрес ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» ГКУ «Марийскавтодор» направлено письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что в 2021 году будут произведены работы по вырубке 2 га деревьев и древесно-кустарниковой растительности на км 0+600 - км 17+710 на опасных участках автомобильной дороги «Красная Люнда - Васильевское», в том числе и на участках км 11+000 - км 11+700 и км 16+800 - км 17+800 на основании заключенного Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № с АО «Марий Эл Дорстрой» и Технического задания (Приложение №). Ориентировочный срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Оставшийся объем работ по вырубке деревьев, древесно-кустарниковой растительности на автомобильной дороге «Красная Люнда - Васильевское» будет включен в план дорожных работ на 2022 - 2025 гг.
Ввиду недостаточного финансирования ГКУ «Марийскавтодор» ежегодно обращается в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РМЭ о необходимости выделения дополнительного финансирования из Республиканского бюджета РМЭ на ликвидацию дефектов а/д общего республиканского значения. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Марийскавтодор» вновь обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РМЭ о дополнительном финансировании работ по ликвидации дефектов автомобильных дорог. В ответ Министерство финансов РМЭ уведомило о невозможности выполнения данной просьбы.
Судом первой инстанции не исследованы письма ГКУ «Марийскавтодор» (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) об обращении в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о рассмотрении возможности включения в бюджет 2021 г. дополнительного финансирования, на ликвидацию дефектов на автомобильных дорогах, в том числе по автодороге «Красная Люнда - Васильевское», а также ответы Министерства финансов РМЭ о том, что выделить дополнительный источник для пополнения дорожного фонда Республики Марий Эл в 2021 году не представляется возможным. Считаем, что указанные документы являются доказательствами направления предложений о выделении бюджетных ассигнований на выполнение учреждением соответствующих уставных задач и не выделении бюджетных ассигнований на указанные цели.
Защитник ГКУ «Марийскавтодор» ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Законный представитель ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» и должностное лицо ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» в суд не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела №5-590/2021, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании п.6 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №297-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Республики Марий Эл осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл.
Согласно Постановлению Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня и групп по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл» автомобильная дорога «Красная Люнда - Васильевское», находящаяся в оперативном управлении ГКУ «Марийскавтодор», является автомобильной дорогой общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном учреждении Республики Марий Эл «Марийскавтодор» с ДД.ММ.ГГГГ на ГКУ «Марийскавтодор» возложено выполнение функций государственного заказчика на автомобильных дорогах общего пользования, относящихся к собственности Республики Марий Эл.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст.12), мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ч.1 ст.21).
ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», учитывая наделение его полномочиями исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог, обязано обеспечить безопасность дорожного движения в рамках указанных полномочий.
Согласно ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Республиканского значения Республики Марий Эл», организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется государственным казенным учреждением Республики Марий Эл «Марийскавтодор».
Согласно п.2.1 устава ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл и осуществления на них дорожной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 16 часов 19 мин. по 18 часов 03 мин. ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», ответственным за эксплуатационное состояние автомобильных дорог Республики Марий Эл, допущено нарушение требований ст.12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1 ст.17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, требований п.5.3.1, 6.2.1, 6.2.3 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения Методы контроля».
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вывод мирового судьи о доказанности вины ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» основан на собранных по делу доказательствах (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; акт выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного проезда от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из ЕГРЮЛ; объяснение № от ДД.ММ.ГГГГ; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; план основного мероприятия «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в <адрес> Эл» подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие дорожного хозяйства на период до 2025 года» на 2021 год; письмо № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; государственный контракт №_936 от ДД.ММ.ГГГГ; устав ГКУ РМЭ «Марийскавтодор»; письмо № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ; обязательства ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» по исполнению судебных решений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; письмо № от ДД.ММ.ГГГГ; письмо № от ДД.ММ.ГГГГ; сводная ведомость работ по приведению автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в нормативное состояние 2021 год; организация дорожного движения автомобильной дороги Красная Люнда – Васильевское; фотоматериалы и иные материалы дела), которые получили оценку на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Из положений ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф «О безопасности дорожного движения» следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследовании дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасность дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) должностные и иные лица ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ № ст) предусмотрено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ- 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения (п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017); утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1 (п.6.2.3 ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Довод заявителя о неоднократном обращении в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о включении в бюджет расчетов потребности денежных средств на финансирование мероприятий, в том числе по автомобильной дороге «Красная Люнда - Васильевское» <адрес> Республики Марий Эл, об отсутствии финансирования, применения положении ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, суд отклоняет, поскольку согласно данной норме руководитель учреждения должен внести или направить в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований на выполнение учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
На территории Республики Марий Эл названный порядок определен Постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка составления проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период».
Как следует из материалов дела и установлено судом, бюджетные ассигнования на 2021 год на выполнение учреждением соответствующих уставных задач выделялись, о чем свидетельствует заключение ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» государственных контрактов с подрядчиком на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, по электронным аукционам от ДД.ММ.ГГГГ (предмет договора: оказание услуг по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл и искусственных сооружений на них в период с января 2020 года по декабрь 2021 года); от ДД.ММ.ГГГГ (предмет контракта: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл; действие контракта: с момента заключения до ДД.ММ.ГГГГ), где в перечень включена автомобильная дорога «Красная Люнда - Васильевское» с 0 км по 18+260 км Юринского района Республики Марий Эл. Однако, заключение данных контрактов не освобождает ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от необходимости осуществления контроля (надзора) за качеством выполненных работ и в целом за сохранностью автомобильных дорог и от обязанности по содержанию упомянутой выше автомобильной дороги.
В связи с вышеизложенным ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом учреждения, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл, а также безопасное, бесперебойное движение транспортных средств по данным автомобильным дорогам (раздел 2).
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от обязанности по содержанию автомобильной дороги «Красная Люнда - Васильевское» Юринского района Республики Марий Эл, в т.ч. путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
При рассмотрении дела мировым судьей дана оценка всем имеющиеся в деле доказательствам в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения обоснованно признаны несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», по делу не усматривается.
Учитывая, что деяние посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношений, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, где задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации, не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление о назначении ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» административного наказания с учетом положений ч.3.2, 3.3. ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 105000 рублей соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, мировым судьей не нарушен.
По смыслу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ, в исключительных случаях по решению лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Как следует из материалов административного дела, резолютивная часть постановления мировым судьей оглашена ДД.ММ.ГГГГ, а мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, днем вынесения обжалуемого постановления является ДД.ММ.ГГГГ.
В жалобе заявителя ошибочно указана дата вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 июля 2021 года, которым ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» – без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня его вынесения.
Судья - Т.Н. Касаткина