Дело № 2-877/2024 (2-5021/2023)
91RS0002-01-2023-009460-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.02.2024 г. г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего – судьи Сериковой В.А.,
при секретаре – Шелудько Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальченко Романа Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным решения о постановке на учет в части даты постановки на учет и возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, -
установил:
Кальченко Р.А. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения, утверждённого распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о включении Кальченко Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список на получение единовременной социальной выплаты в части даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ; возложении на МВД по Республике Крым обязанности поставить Кальченко Р.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет - с ДД.ММ.ГГГГ, и внести соответствующую запись в книгу учета.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец с 2003 года по ДД.ММ.ГГГГ являлся действующим сотрудником МВД в ОП №2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю в должности старшего оперативного дежурного дежурной части по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по выслуге лет, так как выработка стажа в органах МВД составила 20 лет.
Согласно выписке из протокола № заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Министерства Внутренних Дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Кальченко Р.А. с семьей в составе 3 человека, а именно: ФИО2 - заявитель; ФИО4 - жена; ФИО5 – дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ребенок- инвалид). Заявление истцом подано ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи заявления общий стаж- службы составил 12 лет 10 месяцев 11 дней. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не предоставлялась. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности ему или членам его семьи - не имеется.
Он неоднократно обращался с заявлениями в МВД по Республике Крым, и только лишь в ответе исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ему даны более полные разъяснения по заданным им вопросам. Согласно ответу МВД по Республике Крым он принят на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи три человека: он, супруга и дочь, тогда как согласно нормам действующего законодательства, датой постановки на учет является дата подачи заявления на получение указанной выплаты. Указанным письмом его уведомили о том, что датой постановки его на учет для получения ЕСВ является дата принятия правового акта - распоряжения Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец не согласен с датой постановки на учет для получения ЕСВ в МВД по Республике Крым.
Заявление о постановке его на учет для получения ЕСВ (от ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрено также в нарушение установленных сроков. Документы о рассмотрении вопроса принятия меня на учет для получения ЕСВ были представлены его в комиссию в полном объеме, следовательно, исходя из требований и. 15 Правил, орган государственной власти МВД по Республике Крым обязан был разрешить вопрос о рассмотрении моих документов и постановке его на учет не позднее ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии сроков, установленных п. 15 Правил, в течение 2-х месяцев+14 дней на утверждение). Однако датой постановки его на учет для получения ЕСВ является – ДД.ММ.ГГГГ, когда распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол № заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ
Считает, что у ответчика в 2015 году объективно имелась возможность рассмотреть поданные им документы и принять решение о постановке его на учет на получение ЕСВ в установленном законом порядке и без нарушения процессуального срока, установленного п. 15 Правил, тогда как принято решение только спустя 8 месяцев после регистрации его заявления. Полагает, что неисполнение ответчиком требований закона в части не соблюдения процессуальных сроков рассмотрения заявления по постановке на учет для получения ЕСВ нарушает его права и законные интересы. Действующее законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет). В связи с этим, постановка его, как заявителя, на учет с ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям закона и создает угрозу нарушения его права на своевременное получение ЕСВ в соответствии с очередностью по стажу работы и дате приема заявления – ДД.ММ.ГГГГ Считает, что при условии своевременного рассмотрения его заявления истца датой утверждения решения комиссии и соответственно датой принятия на учет является ДД.ММ.ГГГГ
Истец Кальченко Р.А. и его адвокат Зубкова Н.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Демидов В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, представил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать и пояснил, что причины, по которым поданное истцом заявление рассмотрено в срок превышающий 2 месяца в настоящее время установить не представляется возможным, ввиду отсутствия в настоящее время журналов учета за 2015 год, в связи с истечением сроков их хранения. Все исходные данные необходимые для правильного и законного получения истцом ЕСВ учтены сотрудниками МВД по Республике Крым и в соответствующих информационных базах имеется актуальная информация. ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен под роспись и получил выписку из протокола заседания Комиссии по предоставлению ЕСВ для сотрудников МВД по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть надлежащим образом с ним ознакомлен и в случае несогласия с данным документом имел все возможности для его обжалования. Далее истец неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался к руководству МВД по Республике Крым с просьбой дать разъяснения о дате постановки его на учет, о возможности предоставления ЕСВ вне очереди, и о иных разъяснениях его положения относительно получения ЕСВ. В предоставленных истцу ответах полно и всесторонне отражена указанная выше информация с полным нормативным обоснованием спорных правоотношений, однако истец ни в одном обращении не обжаловал спорный правовой акт, которым он поставлен на учет для получения ЕСВ. Таким образом истцу достоверно было известно о дате постановки его на учет для получения ЕСВ, ему был ясен порядок обжалования данного решения, и он имел возможность подать исковое заявление в суд либо обратиться к вышестоящему руководителю вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации. Однако истцом не предоставлено доказательств уважительности, пропуска процессуального срока на обращение в суд с настоящим иском, при этом истец, неоднократно обращаясь в МВД по Республике Крым с просьбой выдать ему вне очереди ЕСВ, и не ставил вопрос о незаконности оспариваемого в данном процессе решения, при том, что в каждом ответе на данное решение имеется соответствующая ссылка в связи с тем, что оно и является основанием для получения ЕСВ. Удовлетворение заявленных требований истца нарушит права иных граждан, состоящих на учете для получения социальной выплаты. В связи с изложенным право на получение единовременной выплаты истец вправе реализовать не иначе, как в установленном законом порядке, то есть в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановке на учет, поскольку реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц. Также необходимо учитывать, что в период принятия оспариваемого решения осуществлялась интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем процедура оформления и подачи заявлений на постановку на учет для получения ЕСВ была затруднена, однако это не являлось препятствием для истца после получения копии решения в 2016 году обжаловать его в судебном порядке, что им сделано не было.
Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» Кальченко Р.А. принят на учет и включен в списки очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания Комиссии по предоставлению ЕСВ для сотрудников МВД по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п. 6. ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно статье 4 ФЗ № 247 сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
На основании пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно пункту 31 Правил сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации единовременные социальные выплаты предоставляются в порядке очередности принятия на учет.
Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с ч. 2 п. 25 правил уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц на территории Российской Федерации, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Информация по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по итогам работы за II квартал 2023 года размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации: мвд.рф/есв.
В обоснование исковых требований истец указывает, что не согласен с датой постановки на учет для получения ЕСВ, считает, что датой постановки его на учет должно быть ДД.ММ.ГГГГ
В пункте 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 от 25.03.2013, действующей на дату подачи истцом заявления) было указано, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В силу приведенных правовых норм право на получение выплаты носит заявительный характер, а при определении порядка очередности учитываются стаж службы, дата подачи заявления, состав семьи при этом преимущество может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет. Законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет, дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет, но очередность предоставления единовременной социальной выплаты зависит от даты подачи сотрудником заявления и его стажа (выслуги лет).
Дата подачи Кальченко Р.А. заявления учтена при определении очередности, что подтверждается сведениями об очередности лиц, поставленных на учет для получения единовременной выплаты, подсистемы «Соцвыплаты» сервиса обеспечения деятельности подразделений тылового обеспечения МВД России, содержащие как дату постановки истца на учет - ДД.ММ.ГГГГ, так и дату подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно доводам ответчика причины, по которым поданное Кальченко Р.А. заявление рассмотрено в срок, превышающий 2 месяца, в настоящее время установить не представляется возможным, ввиду отсутствия в настоящее время журналов учета за 2015 год в связи с истечением сроков их хранения.
Также суд принимает во внимание доводы ответчика, что в период принятия оспариваемого решения осуществлялась интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем процедура оформления и подачи заявлений на постановку на учет для получения ЕСВ была затруднена, однако это не являлось препятствием для истца после получения копии решения в 2016 году обжаловать его в судебном порядке, что им сделано не было.
Между тем все исходные данные необходимые для правильного и законного получения Кальченко Р.А. ЕСВ учтены сотрудниками МВД по Республике Крым и в соответствующих информационных базах имеется актуальная информация.
ДД.ММ.ГГГГ. Кальченко Р.А. ознакомлен под роспись и получил выписку из протокола заседания Комиссии по предоставлению ЕСВ для сотрудников МВД по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть надлежащим образом с ним ознакомлен.
В последующем Кальченко Р.А. неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался к руководству МВД по Республике Крым с просьбой дать разъяснения о дате постановки его на учет, о возможности предоставления ЕСВ вне очереди, и о иных разъяснениях его положения относительно получения ЕСВ. В предоставленных истцу ответах полно и всесторонне отражена указанная выше информация с полным нормативным обоснованием спорных правоотношений, однако истец ни в одном обращении не обжаловал спорный правовой акт, которым он поставлен на учет для получения ЕСВ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что истцу достоверно было известно о дате постановки его на учет для получения ЕСВ, ему был ясен порядок обжалования данного решения, и он имел возможность подать исковое заявление в суд либо обратиться к вышестоящему руководителю вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В связи с чем общий срок исковой давности в части признания незаконным распоряжения Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истек ДД.ММ.ГГГГ, т.к. ДД.ММ.ГГГГ. Кальченко Р.А. ознакомлен под роспись и получил выписку из протокола заседания.
При этом, истец обратился в суд только лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока исковой давности.
Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, истцом суду не представлено, заявления о восстановлении такого срока, также не заявлялось.
Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что из системного толкования вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, следует, что у суда отсутствуют материально-правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поздней постановкой на учет права истца не нарушены, при этом доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение с соответствующим иском в суд при условии отказа в удовлетворении иска по существу, ввиду отсутствия к тому законных оснований, не имеют правового значения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
решил:
В удовлетворении искового заявления Кальченко Романа Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным решения о постановке на учет в части даты постановки на учет и возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Серикова
Решение в окончательной форме принято 14.02.2024 г.