РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
03.03.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Фомине А.В.,
с участием прокурора Пижамовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-260/2023 (3а-2496/2022) по административному исковому заявлению Bолочай Олеси Николаевны, Кедало Александра Ивановича к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Bолочай О.Н., Кедало А.И. (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 9640 нежилого здания с кадастровым номером №.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 9500 (Приложение № 1) нежилого здания с кадастровым номером №.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 9329 (Приложение № 1) нежилого здания с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что является сособственником помещения с кадастровым номером № в составе вышеуказанного объекта недвижимости. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание фактически используется в качестве многоквартирного жилого дома. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административных истцов Савватеева Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица – Администрации г.о. Тольятти Беляева Л.А., против удовлетворения административного иска возражала, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «административный корпус», и расположен на земельном участке «для объектов общественно-делового значения», что позволяет его отнести к объектам административного назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заинтересованные лица: Шубин Владимир Юрьевич, Михаленко Ольга Владимировна, Михаленко Дмитрий Геннадьевич, Шиляева Наталья Викторовна, Губа Ольга Сергеевна, Троилов Илья Александрович, Семенов Владимир Сергеевич, Кузнецов Николай Иванович, Савинов Михаил Геннадьевич, Чиркова Светлана Александровна, Браева Вера Ивановна, Браева Елена Валерьевна, Симонова Оксана Александровна, Овсюченко Тамара Ивановна, Mаркелова Татьяна Станиславовна, Насырова Аниса Флюровна, Яковлева Екатерина Сергеевна, Мазур Ирина Александровна, Милинов Андрей Васильевич, Чудненко Лидии Федоровны, Петиновой Людмилы Олеговны, Трунина Дмитрия Владимировича, Трунина Ирина Александровна Богатырёвой Екатерины Валерьевны Богатырева Сергея Андреевича Попова Максима Геннадьевича, Бочарова Екатерина Александровна, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Заслушав представителей административных истцов и Администрации г.о. Тольятти, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2023 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 19.10.2020 № 2014 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Приказ министерства от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 179,9 кв. м. по адресу: <адрес>. Помещение имеет назначение: нежилое, наименование: часть объекта, виды разрешенного использования отсутствуют.
Помещение находится в пределах объекта с кадастровым номером № площадью 4035,6 кв.м. расположенного по этому же адресу. Здание имеет назначение: нежилое, наименование: Административный корпус, виды разрешенного использования отсутствуют.
Земельный участок под зданием имеет кадастровый номер № (единое землепользование) площадью 39053 кв.м. и вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения.
Из пояснений представителя административных истцов, акта осмотра кадастрового инженера Лескевича Л.В. от 04.11.2022, договора энергоснабжения между ПАО «Самараэнерго» и Жилищно-коммунальным кооперативом «Росинка» от 01.06.2017, договора на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО «ЭкоСтройРесурс» и Жилищно-коммунальным кооперативом «Росинка» от 11.02.2020, договора поставки и транспортировки газа между Жилищно-коммунальным кооперативом «Росинка» и ООО Газпром межрегионгаз Самара» от 29.12.2020, договора на подачу питьевой воды и прием сточных вод от 02.03.2027 МУП «ПОКХ г. Тольятти» и Жилищно-коммунальным кооперативом «Росинка» следует, что помещения в здании переоборудованы в жилые помещения и фактически используются для проживания заинтересованными лицами. Обслуживание здания осуществляется созданным собственниками Жилищно-коммунальным кооперативом «Росинка».
В материалы дела сведений о составлении административным органом актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не представлено.
Из представленного технического паспорта на нежилое здание следует, что оно состоит из нежилых помещений.
Указание в техническом паспорте и выписке из ЕГРН на назначение здания: «административный корпус» само по себе не может служить основанием для отнесения его к категории торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Суд полагает, что наименование здания «административный корпус» не тождественно терминам «административно-деловой центр» и «офисное здание», назначение помещений «нежилое помещение» не является равным по значению с термином «офисы», а соответственно не свидетельствует об их предназначении для размещения сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом не имеется доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем размещены либо предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживание.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2021-2023 годы, в связи с чем требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Bолочай Олеси Николаевны, Кедало Александра Ивановича удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 10399 нежилого здания с кадастровым номером №;
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 10263 нежилого здания с кадастровым номером №.
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 10073 нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2023.