Дело № 2-4803/2022 УИД 53RS0022-01-2022-006900-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2022 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Юршо М. В.,
при секретаре Столяровой П. Э.,
с участием истца Кашириной Е. Ю., представителя истца Иванова А. А., представителя ответчика Скидановой В. Ф., представителя третьего лица Шичкиной К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашириной Е.Ю. к Администрации Великого Новгорода о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Каширина Е. Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Великого Новгорода (с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета образования Администрации Великого Новгорода) о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение жилой площадью в соответствии с нормой предоставления, указав в обоснование заявления, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения жизненных обстоятельств и непредоставления соответствующего статуса не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей-сирот.
В ходе судебного разбирательства Каширина Е. Ю. изменила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах населенного пункта г. Великий Новгород Новгородской области. Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области, Комитет финансов Администрации Великого Новгорода, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Правительство Новгородской области, Комитет по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца Кашириной Е. Ю. и представителя истца Иванова А. А., поддержавших исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика Скидановой В. Ф., не признавшей исковые требования по мотивам, изложенным в письменном отзыве, объяснения представителя третьего лица Правительства Новгородской области Шичкиной К. В., поддержавшей позицию, изложенную в письменном отзыве, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом из объяснений участвующих в судебном заседании лиц и письменных материалов дела, истец Каширина Е. Ю., ....., приходится дочерью ФИО умершему ....., и ФИО .....
На основании распоряжения Администрации Великого Новгорода № ..... истец Каширина Е. Ю. была направлена в ..... За истцом было закреплено жилое помещение - комната общей площадью 11,11 кв. м, жилой площадью 8,3 кв. м, в четырехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: ...... В указанном жилом помещении истец зарегистрирована по месту жительства с ..... по настоящее время. Также в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства брат истца ФИО, ..... Как установлено судом из объяснений истца, данное жилое помещение является постоянным местом жительства истца и в настоящее время. Каких-либо доказательств в подтверждение факта непригодности данного жилого помещения для проживания истцом суду в ходе судебного разбирательства спора не представлено, в связи с чем доводы истца и ее представителя в указанной части судом отклоняются как несостоятельные.
Как установлено судом из письменных материалов дела, каких-либо жилых помещений в собственности истца на территории Российской Федерации не имеется.
В соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года, далее по тексту также - Федеральный закон № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 17-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п. 2 Положения о порядке учета в Великом Новгороде детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Решением Новгородской городской Думы от 31 мая 1999 года № 655, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, учету в соответствии с указанным Положением подлежали дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, при условии, что местом регистрации их рождения или местом их последнего проживания перед первичным устройством в семью или на воспитание в соответствующее учреждение был Великий Новгород, а также имеющие закрепленное жилое помещение, в случае, если указанное помещение не может быть им возвращено по уважительным и объективным причинам.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и право на обеспечение жилым помещением распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По достижении указанного возраста перечисленные лица не могут претендовать на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Наряду с вышеизложенным Верховный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными письмом от 23 июня 2020 года № ДГ-812/07, касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
Как установлено судом из объяснений истца и письменных материалов дела, до обращения в суд с настоящим иском истец Каширина Е. И. не обращалась к ответчику или к иным лицам, участвующим в деле, с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Новгородской области.
Принимая во внимание, что с иском в суд о предоставлении жилого помещения истец Каширина Е. Ю. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые обратилась в 2022 году, по достижении возраста 31 года, учитывая непредставление суду доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет в период с даты достижения совершеннолетия (2008 год) и до достижения ею возраста 23 лет (2013 год), а также в период после указанной даты, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для обеспечения истца жилым помещением как лица, относившегося ранее к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Приведенные истцом и ее представителем в ходе судебного разбирательства спора доводы судом по вышеуказанным основаниям отклоняются как несостоятельные.
Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняются как несостоятельные.
В связи с отказом в иске оснований для возмещения понесенных истцом судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Кашириной Е.Ю. (.....) к Администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372) отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 ноября 2022 года.
Председательствующий М. В. Юршо
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2022 года.