Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-8374/2023 ~ М-7028/2023 от 17.07.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-009260-39

Дело № 2-8374/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,

при секретаре Гейнерт К.А.,

с участием прокурора Семеновой Я.В.,

представителя ответчика Наговицыной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 21 сентября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию РК «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию объекта социальной инфраструктуры,

установил:

прокурор Княжпогостского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию РК «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – ... ГУП РК «ГАРК», расположенной по адресу: ..., путем возложения обязанности /с учетом уточнений от ** ** **/ в срок до ** ** ** в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» оборудования входной группы и установления: пандуса; наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом при входе в здание (у основания лестницы); информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, место его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения; тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Представитель третьего лица участия в судебном заседании не принял, Министерство извещено надлежащим образом

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).

Конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения также закреплены в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для 1аломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СНиП 35-01- 2001), положения которого направлены на обеспечения полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, а также равенства возможностей и доступность. Этот свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно п. 3.5 СНиП 35-01-2001 под доступным входом (выходом) является вход в здание, сооружение или в отдельные помещения, доступный для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на креслах- колясках.

В соответствии с п. 6.1.1 СНиП 35-01-2001 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В силу п. 6.1.2 СНиП 35-01-2001 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16 СНиП 35-01-2001.

Согласно п. 3.15 СНиП 35-01-2001 пандусом является сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклонов и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

В силу п. 5.1.15 СНиП 35-01-2001 пандусы должны иметь двухстороннее раждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни индуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами -эохожей части пандуса (краем бортика).

Кроме того, наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом зинятой организации обслуживания посетителей, по заданию на -роектирование (п. 6.1.1 СНиП 35-01-2001).

Высота панелей вызова таких устройств должна находиться в пределах (зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске):

- при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от уровня пола;

- при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от уровня пола (п. 8.17 СНиП 35-01-2001).

Помимо этого, информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками (5.1.10 СНиП 35-01-2001).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что беспрепятственный доступ для лиц из числа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски, а также для маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: ..., в котором находится объект социальной инфраструктуры - аптека ... ГУП РК «ГАРК» не обеспечен.

Согласно акту проверки от ** ** ** спорное здание и входная группа в аптеку ... ГУП РК «ГАРК» не оборудована пандусом, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом при входе в здание (у основания лестницы), а также перед входом в здание отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, в том числе наземные тактильные указатели.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О, от 24 октября 2013 года № 1632-О).

Собственником нежилых помещений площадью 720,8 м2, расположенных в подвале, на 1 и 2 этаже здания по ....

Вместе с тем, на основании свидетельства о государственной регистрации прав от ** ** **... спорный объект передан на праве хозяйственного ведения ГУП РК «ГАРК».

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 294 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является право хозяйственного ведения.

Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Исходя из вышеизложенного, несмотря на то, что здание, расположенное по адресу: ..., в котором находится объект социальной инфраструктуры - аптека ... ГУП РК «ГАРК», принадлежит на праве ..., обязанность соблюдения требований СНиП и Федерального закона № 181-ФЗ в данном случае возложена именно на ГУП РК «ГАРК», поскольку именно указанное унитарное предприятие использует нежилые помещения данного здания под объект социальной инфраструктуры, для предоставления гражданам, проживающим на территории MP «Княжпогостский», услуг в сфере охраны здоровья, а также само по себе оборудование лестницы, ведущей в помещения аптеки ... ГУП РК «ГАРК», специальными приспособлениями, оборудованием и техническими средствами с целью обеспечения свободного и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства ответчика следует обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – аптеке ... ГУП РК «ГАРК», расположенной по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

С учетом представленных сторонами объяснений и даты вынесения решения, объема работ, суд полагает возможным установить срок для проведения требуемых работ – до ** ** **.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию РК «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию объекта социальной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (ИНН 1101487569) в срок до ** ** ** устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – аптеке ... ГУП РК «ГАРК», расположенной по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входной группы и установления: пандуса; наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом при входе в здание (у основания лестницы); информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, место его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения; тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.С. Баженова

2-8374/2023 ~ М-7028/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми"
Другие
Министерство здравоохранения Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Баженова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее