Судья 1-й инстанции – Грязнова О.В.
Дело №2-84-20/2022
Дело №11-9/2022
УИД 91MS0088-01-2021-002205-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2022 года пгт.Советский Республика Крым
Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Шевченко В.В.,
при секретаре - Умеровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт.<адрес> Республики Крым апелляционную жалобу представителя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО5 на решение и.о. мирового судьи судебного участка № Советского судебного района (Советский муниципальный район) по делу № по иску ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по содержанию и обогреву мест общего пользования, третьи лица: ТСН «ЖК-12-Ф», администрация <адрес> Республики Крым,
установил:
представитель филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым с иском к ответчику о взыскании задолженности по содержанию и обогреву мест общего пользования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дела по иску ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования передано по подсудности мировому судье судебного участка № Советского судебного района (Советский муниципальный район) Республики Крым.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № Советского судебного района (Советский муниципальный район) Республики Крым в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования, третьи лица: ТСН «ЖК-12-Ф», администрация <адрес> Республики Крым, отказано.
Не согласившись с решением и.о. мирового судьи, представитель ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО5 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить, а исковые требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> удовлетворить в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что и.о. мирового судьи сделаны выводы не в соответствии с мотивировочной частью решения с неправильным применением норм права. Указывает, что собственники и пользователи всех помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения – за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. По мнению апеллянта полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения. Также апеллянт указывает, что отсутствие приборов отопления (радиаторов) в местах общего пользования в МКД не является основанием для освобождения собственников помещений от оплаты за тепловую энергию, используемую для обогрева помещений общего пользования, и собственники и пользователи помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды.
Представитель ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом, указал, что настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в ней.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в адрес суда телефонограмму, в которой просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с занятостью на работе. При этом, указал, что возражает против ее удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о проведение судебного заседания в его отсутствие. При этом, указал, что просит решение и.о. мирового судьи без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Кроме того, в поступивших в адрес суда письменных возражениях на апелляционную жалобу указывает на полное согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель третьего лица ТСН «ЖК-12-Ф» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд пришел к следующему.
Согласно положениям ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ответчик ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН, согласно которой государственная регистрация права собственности ответчика на указанную квартиру произведена ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.22-24, 125-130).
Дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе центрального теплоснабжения, дом прибором учета тепловой энергии не оборудован (Т.1 л.д.25).
Квартира, принадлежащая ответчику, в указанном многоквартирном доме, отключена от системы централизованного теплоснабжения, что не оспаривается сторонами.
Согласно ст.210 ГК РФ, ст.ст.153, 158 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч.1 ст.539 ГК РФ),
В силу ч.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 4 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурные режим, вносить плату за фактически неиспользуемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Правила) и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию; при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Пунктом 42(1) Правил в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П закрепляет, что в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.
Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в п.37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Судом первой инстанции верно установлено, что управление жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ТСН «ЖК-12-Ф».
Услуги по теплоснабжению потребителей, проживающих в указанном доме, оказывает филиал ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес>.
Как следует из акта готовности системы теплоснабжения потребителя к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ в п.5 в выявленных замечаниях указано о восстановлении системы отопления в местах общего пользования, в п.7 в проверке устранении замечаний указано об устранении замечаний, за исключением восстановления системы отопления в местах общего пользования (Т.1 л.д.209).
Согласно информации администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> года постройки, 5-этажный, 6-ти подъездный, 90 квартирный, оснащен централизованной системой теплоснабжения. В многоквартирных домах постройки с 1960 года, в том числе и вышеуказанного МКД, было предусмотрено устройство приборов отопления в местах общего пользования (Т.1 л.д.175-176)
Согласно акту осмотра общего имущества многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на предмет наличия (отсутствия) приборов отопления в местах общего пользования в подъездах данного МКД отсутствуют приборы отопления. Решением межведомственной комиссии указанный многоквартирный дом включен в реестр МКД не имеющих приборов отопления в местах общего пользования (Т.1 л.д.223).
Актом осмотра общего имущества многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие приборов отопления в возможных местах установки отопительных приборов в местах общего пользования, ранее приборы отопления не устанавливались (Т.1 л.д.222).
Председатель ТСН «ЖК-12-Ф» неоднократно направляла в адрес филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> информацию относительно того, что площади помещений, относящиеся к общему имуществу не отапливаются, поэтому не могут учитываться при расчете платы за отопление (Т.1 л.д.196-202).
Из выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственная комиссия решила включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестр МКД не имеющих приборов отопления в местах общего пользования и определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в указанном МКД (Т.1 л.д.220-221).
Ответчик фактически услугу по теплоснабжению мест общего пользования от истца не получает, по независящим от него причинам.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание акты проверки готовности дома, в котором расположена квартира ответчика, к эксплуатации в зимних условиях в период 2019-2020 годов, ссылаясь на то, что данные акты составлены при отсутствии приборов отопления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Проверяя представленный истцом расчет задолженности, суд первой инстанции указал следующее.
Из п. 42(1) Правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения № к настоящим Правилам.
В соответствии с формулой 2(4-1), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4-1):
Pi = Si x (NT x K) x ТТ,
где: NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом NT принимается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается и не опровергается сторонами, что с соответствующим заявлением председатель ТСН «ЖК-12-Ф» неоднократно обращалась к истцу начиная с ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.196).
Из расчета представленного истцом, следует, что начисления за отопление мест общего пользования ответчику происходили с ДД.ММ.ГГГГ по формулам 2, 2(4), 2(6) (Т.1 л.д.159-160).
Вместе с тем, ответчик собственником квартиры является с ДД.ММ.ГГГГ – с момента государственной регистрации права собственности на квартиру, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т.1 л.д. 22-24).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик собственником квартиры является с июля 2019 года, а с соответствующим заявлением председатель ТСН «ЖК-12-Ф» обратилась к истцу в феврале 2019 года, то в соответствии с формулой 2(4-1) начисления по квартире ответчика за услуги отопления равняются 0, в связи с чем, начисление ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ платы за услугу по содержанию и обогреву мест общего пользования является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции считает правильными данные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, которая выражена в исковом заявлении, которая нашла подробную оценку в решении и.о. мирового судьи, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Несогласие стороны истца с установленными по делу обстоятельствами не является правовым основанием к отмене решения и.о. мирового судьи.
Мировой судья с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно, нарушений требований процессуального законодательства не усматривается. Таким образом, оснований для отмены или изменения решения мирового судьи не имеется.
В соответствии с ч.4 ст.329 ГПК РФ судебные расходы апеллянта, связанные с подачей апелляционной жалобы, не подлежат взысканию, поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка № Советского судебного района (Советский муниципальный район) по делу № по иску ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по содержанию и обогреву мест общего пользования, третьи лица: ТСН «ЖК-12-Ф», администрация <адрес> Республики Крым оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции черед суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Председательствующий В.В.Шевченко