Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2026/2023 ~ М-1179/2023 от 12.04.2023

    Дело № 2-2026/2023

    УИД: 16RS0040-01-2023-001611-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 августа 2023 года                                                               г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Панфиловой А.А.

при секретаре Елизаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Зеленодольском муниципальном районе о признании незаконным отказа в принятии заявления, обязании принять пакет документов и выдать удостоверением российского образца пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы.

    установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Отделению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Зеленодольском муниципальном районе о признании незаконным отказа в приеме документов для выдачи удостоверения как инвалиду, вследствие Чернобыльской катастрофы; об обязании ответчика принять пакет документов и выдать ему удостоверение российского образца пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы.

        В обоснование исковых требований истец указала, что она обратилась в Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Зеленодольском муниципальном районе с заявлением на оформление и выдачу удостоверения (российского образца) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. Решением от 02.02.2023 ей было отказано в приеме документов и перечислены документы, необходимые для представления. Истец вновь обратилась к ответчику, приложив ко всем документам, запрашиваемым ответчиком нотариально заверенную копию перевода Чернобыльского удостоверения с вкладышем на русский язык, которую она сделала по требованию соцработника, однако, вновь получила отказ в приеме документов №111 от 09.03.2023.

        Истец просила разъяснить, какие именно документы именно ей необходимо предоставить, на что получила ответ, о том, что копия экспертного заключения Киевской областной специализированной ВКК, подтверждающее ее заболевание, связанное с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС, а также удостоверение якобы, неустановленного образца. С данным отказом истец не согласна, поскольку считает это нарушением ее прав.

        В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ.

В судебном заседании представитель истца ФИО7, действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснил, что все условия для получения удостоверения истцом были выполнены, МСЭК обладает правом установления причинно-следственной связи между заболеванием и причинами инвалидности. Военнослужащей, ликвидатором Чернобыльской АЭС истец не являлась, она проживала в зоне радиационного загрязнения.

От ответчиков поступили отзывы на исковое заявление, в котором просили рассмотреть данное дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований просили отказать (л.д. 51-55).

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" регламентировано, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 8 декабря 2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно пункту 4 указанного Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан): паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>ной администрации <адрес> ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала техническим работником в Бородянской средней школе , данное заведение расположено на территории <адрес>, согласно Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ указанный поселок относится к 4 зоне радиационного загрязнения – зоне усиленного радиоэкологического контроля (л.д.18).

Согласно удостоверению, выданному ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ <адрес> государственной администрацией она является гражданином, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (л.д.12-16). На основании указанного удостоверения истец имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом УССР от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы"..

По экспертному заключению Специализированной ВКК по установлению причинной связи заболеваний и смерти с влиянием аварии на ЧАЭС <адрес> больницы от ДД.ММ.ГГГГ, имеющиеся у ФИО2 заболевания связаны с влиянием аварии на Чернобыльской ЭАС (л.д.17).

Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по РТ» ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена вторая группа инвалидности по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС бессрочно (л.д. 10).

ФИО2 неоднократно обращалась в Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Зеленодольском муниципальном районе с заявлением о выдаче удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ , а так же ответами на обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приеме документов в связи с не предоставлением документов, указанных в пункте 4 Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (л.д. 30-32).

Согласно административному регламенту предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утв. Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ № 566 от 16.07.2012 г., основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги являются, в том числе непредставление документа из перечня документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Регламента ( пункт 2.7.1.).

Разрешая спорные правоотношения, суд исходит из того, что с момента распада СССР каждое из вновь созданных независимых государств обязано самостоятельно решать вопросы социальной защиты граждан, в том числе, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также из того, что, в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 N 2014-1 утратил силу Закон СССР от 12 мая 1991 N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".

В Российской Федерации в настоящее время данный вопрос регламентируется Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 N 1244-1.

Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 8 декабря 2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Из перечисленных в пункте 4 указанного Приказа документов для оформления и получения удостоверения ФИО2 не было представлено заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

Экспертное заключение N 7603 от 11 марта 1996 Киевской городской специализированной врачебно-консультативной комиссии по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, которым установлена причинная связь имеющегося заболевания с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС не может заменить собой заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, действующего на территории Российской Федерации.

Право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными российским законодательством, для лиц (в том числе и прибывших) возникает с момента определения их правового статуса (т.е. получения соответствующего удостоверения российского образца), наделяющего правом на такие меры.

При этом, суд исходит из того, что Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 09.09.1994 о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов-чернобыльцев, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.06.2003 N 364 "О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств" Россия вышла из этого соглашения. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заменить заключение межведомственного российского экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы представленное истицей экспертным заключением N 7603 от 11 марта 1996 Киевской городской специализированной врачебно-консультативной комиссии по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, невозможно.

Доводы представителя истца ФИО7 о том, что на территории Российской Федерации ФИО2 М.В. прошла медико-социальную экспертизу и ей была установлена инвалидность второй группы, установлена причина инвалидности – заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, поэтому нет необходимости снова устанавливать причинную связь заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов, суд не может принять во внимание на основании следующего.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 февраля 2023 г. N 90н утвержден Порядок установления причин инвалидности.

Согласно пункту 12 указанного Порядка причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается вышеназванным гражданам при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ФИО2 проходила освидетельствование медико-социальной экспертизы 03.06.2013 г. В этот период времени при определении причин инвалидности органы медико-социальной экспертизы руководствовались Разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. N 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

Согласно пункту 11. Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со статьей 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и и военно-врачебными комиссиями.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при проведении медико-социальной экспертизы в 2013 году причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" могла быть установлена ФИО8 только при предъявлении заключения межведомственного экспертного совета.

Судом было запрошено и изучено дело медико-социальной экспертизы в отношении ФИО2 Изучение дела показало, что заключение межведомственного экспертного совета, действующего на территории Российской Федерации, предоставлено не было.

При этом такие межведомственные советы были созданы на основании Приказа Минздравсоцразвития от 28 июля 2005 г. N 475 «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Таким образом, как ранее в 2013 году, так и в настоящее время для установления причины инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" необходимо заключение межведомственного экспертного совета, куда ФИО2 не обращалась.

На основании изложенного, суд полагает, что решение ответчика об отказе в приеме документов являлось обоснованным, оснований для удовлетворения требований об обязании принять пакет документов и выдать удостоверением российского образца пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы не имеется.

На основании Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 187 ТК РФ, руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Зеленодольском муниципальном районе о признании незаконным отказа в приеме заявления, обязании принять пакет документов и выдать удостоверение российского образца пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:

2-2026/2023 ~ М-1179/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Натяганчук Мария Васильевна
Ответчики
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Зеленодольском муниципальном районе
Суд
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан
Судья
Панфилова Анита Альбертовна
Дело на странице суда
zelenodolsky--tat.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Дело оформлено
04.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее