Дело № 2-2683/19
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Авакян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Администрации г. Таганрога о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на самовольно возведенное строение,-
УСТАНОВИЛ:
П. обратилась в суд с иском Администрации г. Таганрога о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на самовольно возведенное строение.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого дома литер «А», земельного участка, площадью 681 кв.м., по адресу: <адрес>.
Недвижимое имущество принадлежит истцу на основании договора дарения от 25.03.1988 года.
Истец указывает, что ранее была произведена реконструкция жилого дома литер «А». Согласно технического паспорта площадь жилого дома литер «А, А2, п/А2, А3, а3» стала составлять 63,6 кв.м., в том числе жилой 42,4 кв.м. Ранее значившаяся жилая пристройка литер «А1» реконструирована (увеличена в размерах без разрешительных документов), перелитерована в литер «К» в жилой дом по технической необходимости. Площадь жилого дома литер «К» составляет 41,4 кв.м., в том числе жилой 20,2 кв.м.
Согласно технического заключения специалиста К. № от 27.03.2019 года жилой дом литер «А, А2, А3, а3» общей площадью - 63,6 кв.м., по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии соответствуют строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правилам, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строений, не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Согласно технического заключения специалиста К. № от <дата> жилой дом литер «К» соответствует строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правилам, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строений не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
В ответах №, № от 27.03.2019 года на обращения о сохранении выстроенного жилого дома литер «К», о сохранении жилого дома литер «А» в реконструированном состоянии, Администрация г. Таганрога отказала.
Истец просит суд сохранить жилой дом литер «А, А2, А3, а3» общей площадью 63,6 кв.м., в том числе жилой 42,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии. Признать за истцом право собственности на жилой дом литер «К», общей площадью 41,4 кв.м., в том числе жилой 20,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец П. не присутствует, направила в судебное заседание представителя К., действующую на основании доверенности, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Д., действующий на основании доверенности исковые требования оставил на усмотрение суда, с учетом имеющихся в материалах дела уведомлений.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, изучив все представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего:
Как видно из материалов гражданского дела, П. на основании договора дарения от 25.03.1988 года является собственником жилого дома литер «А» общей площадью 72,0 кв.м., сараев литер «Б», «В», «Г», «Д», «Е», наружных сооружений расположенных по адресу: <адрес>.
Так же П. является собственником земельного участка площадью 681 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе судебного заседания было установлено, что истец своими силами и за свой счет решила улучшить и расширить свои жилищные условия, в связи с чем, выполнила реконструкцию жилого дома литер «А» путем демонтажа помещения № 1 площадью 9,9 кв.м. в пристройке литер «А1» и тамбура литера «а2» и строительства пристройки литер «А3» площадью 5,2 кв.м., в помещении № 1 произведен демонтаж печного очага, выполнено увеличение габаритов тамбура литера «а3» и перепланировка помещений в пристройке литер «А2». Общая площадь жилого дома литер «А, А2, А3, а3» после выполненной реконструкции составляет 63,6 кв.м.
Так же истцом без получения соответствующего разрешения на земельном участке, собственником которого она является по адресу: <адрес> был возведен жилой дом литер «К», общей площадью 41,4 кв.м.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Статья 51 Градостроительного Кодекса РФ устанавливает, для реконструкции объектов капитального строительства необходимо получение разрешения на реконструкцию.
В пункте 26 Постановления Пленума ВС и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с техническим паспортом, выполненным МУП «БТИ» по состоянию на 31.01.2019 года в состав объекта входят: литер «Т, т1» сарай, литер «А, А2, а3, п/А2, А3» жилой дом, литер «К» жилой дом, литер «О» гараж. На литер «А3», литер «а3», литер «К» документы не предъявлены. В жилом доме литер «А» произведена реконструкция, на реконструкцию разрешительные документы не предъявлены. Ранее значившаяся жилая пристройка литер «А1» реконструирована (увеличена в размерам без разрешительных документов), перелитерована в литер «К» - жилой дом по технической необходимости. Площадь литер «О» по внутренним обмерам 16,0 кв.м.
В соответствии с заключением специалиста К. № от 27.03.2019 года жилой дом литер «А» соответствует строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правила, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строение, не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
В соответствии с заключением специалиста К. № от 27.03.2019 года жилой дом литер «К» соответствует строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правила, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строение, не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
В уведомлениях №, 46 от 27.03.2019 года на обращения истца о сохранении построенного жилого дома литер «К», о сохранении жилого дома литер «А» в реконструированном состоянии, Администрацией г. Таганрога отказано.
Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что препятствий для сохранения жилого дома литер «А» по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии не имеется, так как они подтверждают, что жилой дом литер «А» соответствует строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правила, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строение, не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Так же подлежат удовлетворению требования истца о признании за ней права собственности на жилой дом литер «К», расположенный по адресу: <адрес>, так как жилой дом литер «К» соответствует строительным, градостроительным, санитарным, экологическим, противопожарным нормам и правила, не влияет на устойчивость и надежность рядом расположенных строение, не грозит обрушением, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования П. к Администрации г. Таганрога о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на самовольно возведенное строение, - удовлетворить.
Сохранить в реконструированном состоянии жилой дом литер «А», общей площадью 63,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за П. право собственности на жилой дом литер «К» общей площадью 41,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Л.В. Качаева
Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2019 года.