УИД 58RS0005-01-2022-001619-25
дело № 2-77/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2023 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой Е.А.,
при помощнике судьи Дементьевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в с. Бессоновка гражданское дело по заявлению Муниципального образования Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области в лице администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Муниципальное образование Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области в лице администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, в обосновании которого указал, что на территории сельского общественного кладбища, расположенного по адресу: <адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения - сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран». Указанное сооружение состоит на балансе Администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области. В 2021 проведен капитальный ремонт сооружения. Согласно выписки из ЕГРН от 04.12.2020 г. сооружение состоит на учете в качестве бесхозяйного имущества (запись регистрации № от 14.12.2020. Фактически объектом владеет муниципальное образование Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области. Иные собственники неизвестны. Спор о праве отсутствует.
Просит суд признать за муниципальным образованием Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области право собственности на объект культурного наследия регионального значения - сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран с кадастровым номером №.
Представитель заявителя - муниципального образования Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области в лице администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – администрации Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель администрации ФИО3, действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, решение оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц – КУМИ администрации Бессоновского района Пензенской области, Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Департамента Пензенской области по охране памятников истории и культуры, администрацию Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве начальник Департамента ФИО4 выразил согласие с исковыми требованиями, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив все в совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с абзацем 1 статьи 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ).
Собственником памятников истории и культуры могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением.
При этом, в силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судом установлено и подтверждается материалами, что на территории Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области находится бесхозяйный объект недвижимого имущества: объект культурного наследия регионального значения - сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран», расположенное на территории сельского общественного кладбища по адресу: <адрес>.
Указанное сооружение принято на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера № 4 декабря 2020 года.
Сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран» является объектом культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, имеет регистрационный №, что подтверждается выпиской из Реестра.
Объект культурного наследия поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета Пензенского областного совета народных депутатов от 28.09.1987 г. № «О постановке на государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность».
В судебном заседании установлено, что указанный объект не имеет собственника. Своих прав на него никто не заявлял.
По истечении установленного законом срока – одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет муниципальное образование Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области в лице администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области обратилось в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Из сообщения Министерства государственного имущества Пензенской области от 12 декабря 2022 года следует, что министерство не располагает информацией о правообладателях сооружения «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран», расположенное на территории сельского общественного кладбища по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, а также о включении указанного объекта в Реестр объектов культурного наследия народов РФ. Сведения об указанном объекте не учитываются в реестре имущества Пензенской области.
Из сообщения МТУ Росимущества в <адрес> Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 27 декабря 2022 года следует, что по состоянию на 27 декабря 2022 года в реестре федерального имущества сведения об указанном объекте недвижимости отсутствуют.
В силу пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Статья 4 Устава Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения относит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Бессоновского сельсовета, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Бессоновского сельсовета.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что объект недвижимости - сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран», расположенное на территории сельского общественного кладбища по адресу: <адрес> с кадастровым номером № не имеет собственника, отсутствие собственника на данный объект препятствует решению сельским поселением вопросов местного значения, и может привести к разрушению и утрате объекта культурного наследия, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности; объект недвижимости принят на учет в установленном законом порядке, органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, требование о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества заявлено по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, суд считает, что требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Муниципального образования Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области в лице администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, – удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Бессоновский сельский совет Бессоновского района Пензенской области право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: объект культурного наследия регионального значения - сооружение «Две братские могилы советских воинов, умерших от ран» с кадастровым номером №, расположенное на территории сельского общественного кладбища по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Рязанцева